|
|
|
|
Изобретение музыкальной техники: 5 уровень. Кто изобрёл электронный поющий голос?
А терменвокс был первым инструментом (если не считать нескольких малоудачных опытов), в котором не было никаких вращающихся деталей — колебания рождались электроникой. Изобрел терменвокс в 1920 году советский инженер Лев Сергеевич Термен. Его фамилия вошла в название инструмента, но не сам он был инициатором такого названия, а один из журналистов — тогда много писали о необычном устройстве инструмента, о его характерном звучании, о том впечатлении, которое терменвокс производил на слушателей.
Терменвокс, что означает «голос Термена», действительно был совершенно необычным.
Во-первых, он очень прост по устройству. Даже в те времена, когда не существовало не то что полупроводниковых диодов и транзисторов, а даже миниатюрных пальчиковых радиоламп, а были большие электронные лампы размером не меньше осветительных, весь инструмент умещался в небольшом корпусе, стоящем на ножках.
Во-вторых, он, отвечая своему названию, на самом деле обладал поющим голосом — как угодно гибким, к тому же и вибрирующим, как человеческий голос.
И в-третьих, что было для слушателей удивительнее всего, музыкант во время исполнения вовсе не прикасался к инструменту. Не было ни клавиш, ни струн, ни вентилей, ни клапанов — словом, ничего такого, что могло бы напомнить хоть какие-то привычные инструменты. Это было похоже на иллюзионный аттракцион, тем более что и подобие волшебной палочки присутствовало: из ящика торчал вверх металлический стержень, а музыкант выделывал рукой рядом с ним какие-то магические пассы.
Если вы и не слишком близко знакомы с электроникой, то в любом случае знаете ее начала по школьной физике. Поэтому инструмент Термена не покажется вам чудом. В его основе лежит колебательный контур, который в простейшем виде состоит из конденсатора и катушки, соединенных между собой проводниками. Если на такое элементарное устройство подать напряжение, в контуре возникнут колебания. Затем их можно усилить с помощью электронных ламп. В зависимости от индуктивности катушки, емкости конденсатора и общего сопротивления всей цепи частота колебаний получается разная.
Для изменения частоты достаточно варьировать параметры только одного элемента, скажем, менять емкость конденсатора. Вот и все, что нужно знать, чтобы понять устройство терменвокса.
Термен установил в своем инструменте два генератора колебаний. И тот, и другой вырабатывали колебания высокой частоты, лежащей за пределами слышимости. С генераторов, колебания поступали в детектор, который, сравнивая обе частоты, выделял разницу. А разница уже была слышимой. Она усиливалась и подавалась на динамики.
Такова принципиальная схема. Теперь посмотрим, как изменялась высота звука.
В исходном состоянии оба генератора дают 100 000 герц. Никакой разницы нет, детектор ничего не выделяет, инструмент молчит. Если у одного из генераторов увеличить число колебаний, допустим, до ста двух тысяч, то появится разница — две тысячи. Детектор выделит ее, и мы услышим звук. Чем больше разница, тем звук выше, и наоборот. Значит, все сводится к изменению во время игры числа колебаний одного из высокочастотных генераторов. Мы помним, что для этого можно изменять параметры любого из элементов колебательного контура. В данном случае был выбран именно конденсатор.
А сейчас самое главное. Любой конденсатор состоит из двух обкладок. От формы, размеров обкладок и расстояния между ними зависит емкость конденсатора. Если как-то влиять хотя бы на одну из обкладок, емкость будет изменяться. И Термен приходит к остроумнейшему решению: тот самый стержень, что торчит из корпуса инструмента, является как бы продолжением обкладки. Остальное само собой разумеется: приближая руку к стержню или удаляя от него, музыкант плавно менял емкость этого своеобразного конденсатора и таким образом управлял генератором колебаний. Вибрируя при этом ладонью, музыкант заставлял вибрировать и голос инструмента [Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с: ил., с. 162-164].
|
Категория: 1.Искусство | Добавил(а): florescu (18.12.2011) | Автор: Флореску Роман |
Просмотров: 1396 |
Всего комментариев и/или решений: 0 |
|
|
|
|
Добавлять комментарии и/или решения могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|
|
| |
Сайт создан 29.08.2008 |
Онлайн всего: 1 ТРИЗ-Гостей: 1 ТРИЗ-Пользователей: 0 | |