ГлавнаяРегистрацияВход Вс, 29.12.2024, 00:11
  ТРИЗ-файлы Приветствую Вас ТРИЗ-Гость | RSS

 
 
Главная » ТРИЗ-файлы » ТРИЗ+ПЕДАГОГИКА » ТРИЗ файлы Р.Флореску

ТРИЗ-ФАЙЛЫ

© Флореску Р. С. БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ? Статья о ТРИЗ в Молдове, 1990
[ Скачать с сервера (117.9 Kb) ] 31.08.2008, 00:45
ТРИЗ-ФАЙЛЫ

Флореску Р. С. БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ? Статья о ТРИЗ в Молдове, 1990© Р. Флореску, 1990

  БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ ?

 

     Не пугайтесь - это не бред. И не говорите, что подобного не может быть.

     Это не утопия. Все гораздо сложнее.
 

- Почему труднее всего на свете заставить птицу поверить в то, что она свободна, ...ведь каждая птица может убедиться в этом сама, если только захочет чуть-чуть потренироваться.

Ричард Бах

 

ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО,

НО БЫЛО ТО, О ЧЕМ СКАЗАНО В ИНТЕРВЬЮ.

 

- Будущее в сегодняшней жизни... Не фантастика ли это?

 

     - Именно, но фантастика реальная. Поясню. В Молдове, среди леса Кодр (под Кишиневом), преодолев пространство и время, всплыл "островок" отдаленного Завтра. С 10 по 30 августа с. г. кипело новой жизнью таинственное сообщество "ИНТТАЛ" (ИНтеллект+Творчество+Талант).

 

     Создатель школы Будущего кишиневский — преподаватель основ творчества Сичкорез Сергей Анатольевич. Насыщение творчеством произошло за счет объединения "странных" людей из различных городов СССР и Болгарии - школьники и студенты, преподаватели нестандартного.

 

- Для чего все это?

 

     - Цель "островка" хитрая, - чтобы ребята и взрослые САМИ зарядились чудом творческого поиска нового, чтобы САМИ ощутили принципы будущей жизни уже сейчас.

 

- Откуда взялись принципы Будущего?

 

     - Будущее - есть творчество. Понятие "творчество" - многогранно. Ясно одно - это путь к неизведанному.

 

- Разве известен путь к неизвестному?

 

     - Да, это не шутка. У нас в стране родилась новая наука ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. (Автор - инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер*). Изобретательских - не значит только технических задач, а любых - социальных, искусствоведческих, педагогических и других.

 

- Вы не могли бы в двух словах объяснить суть ТРИЗ?

 

     - Это невозможно. ТРИЗ быстро развивается. Поэтому я скажу об интересных правилах творчества по ТРИЗ: во-первых, метод творчества строится на основе науки о развитии - диалектике, учения о противоречиях; во-вторых, создание Нового - есть способ разрешения противоречия, а путь создания Нового - это методы выявления и разрешения противоречий.

 

     На "островке" в ребятах воспитывался комплекс качеств творческой личности.

 

- Но не каждый сможет стать на путь творчества?

 

     - На подобное недоверие я отвечу, что "восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой - протоптаться всю жизнь на одном месте" (Г. С. Альтшуллер).

 

- Расскажете подробнее о "странных людях".

 

     - "Все творчески! Иначе, - зачем?" - слышалось в разговорах школьников и взрослых. Вначале тон жизни задавали комиссары. Кто они такие? Это старшеклассники и студенты. В них нет ничего особенного, кроме умения понимать людей и помогать им.

 

     На втором этапе развития - комиссары совместно с ребятами становились мотором любых творческих дел. Наконец, дни спустя - школьники САМИ творили. Им уже не требовался "творческий толкач". У них было разбужено чувство взаимопомощи и творческого отношения к любому делу, которое они САМИ выдвигали. Комиссар "превращался" в активного наблюдателя.

 

- Как строилась жизнь внутри отрядов?

 

     - Любой школьник из отряда мог предложить себя на день стать дежурным капитаном. Попробовать желали все качество дежурного капитана - почувствовать, ответственность за себя и за ребят.

 

- Можно вспомнить коммунарскую методику воспитания ленинградского** профессора, доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова. У вас многое пересекается...

 

     - Именно от коммунаров пошли "Огоньки" и КТД (Коллективно-Творческие Дела). Вечером, перед сном, на "Огоньках" капитаны проводили совместно с ребятами анализ прожитого дня. Каждый высказывал свое мнение о событиях дня, делился впечатлениями друг о друге. Принцип при таких разговорах: "Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай".

 

- Что значит - КТД?

 

     - КТД разрабатывались самими ребятами: интеллектуальные игры, вечерние нестандартно-тематические выступления, дни отрядов. Названия говорят о внутреннем кредо отрядов: "Фантасты-эвтопияне", "ТРИЗумцы", "Чижики" и другие.

 

- Ребята - это часть "странных" людей. О взрослых хотелось бы узнать. Видимо, они проводили занятия?

 

     - И "да" и "нет". Те взрослые, кто работает в системе ТРИЗ, обучали ребят творчеству: основам ТРИЗ - одни из ведущих исследователей-тризовцев в стране Б. Л. Злотин и А. В. Зусман; развитию творческого воображения - РТВ - педагоги С. И. Малкин, А. В. Чистов, С. П. Кравцов, С. А. Сичкорез; основам фантастики - руководители Р. С. Флореску, М. В. Паскаль, В. А. Постный.

 

- Как и о ТРИЗе нельзя сказать кратко, так, видимо, и о занятиях по РТВ и фантастике. Но хотя бы о "нервной системе" занятий можно несколько мыслей?

 

     - Курс РТВ - это "игровой" раздел ТРИЗ. Цель занятий - сломать психологическую инерцию банального мышления.

 

     На занятиях по фантастике ребятам вручался инструмент творческого мышления: приемы создания фантоидей, система определения качества научно-фантастических произведений (шкала «Фантазия-2»), позволяющая творить качественно новое.

 

- Двадцать дней на "островке" Будущего могло затянуть в творчество, словно наркотик. Как ребята чувствовали себя, уезжая от интересной настоящей жизни?

 

     - Не надо быть фантастом, чтобы представить слезы расставания. Но слезы - особенные. В них отражался синдром недоверчивости: боязнь жить творчески в нетворческих школах и вузах.

 

- А от тех, кто создал "островок" Будущего, зависит жизнь творчества ребят?

 

     - Педагоги-тризовцы не могут быть постоянным чьим-то двигателем. Человек САМ вправе выбирать: стать Творцом или умертвить в себе творческую личность. Но с ребятами продолжается общение через письма. На следующий год "островок" вновь оживет...

 

- Последний вопрос. Что вы можете пожелать нашим читателям?

 

     - То же, что и Ричард Бах: "Для того, чтобы стать свободным и счастливым, ты должен пожертвовать скукой. Не всегда такую жертву принести легко... Утверждая, что ты чего-то там не можешь, ты лишаешь себя Всемогущества".

 

Р. ФЛОРЕСКУ,

руководитель центра фантастики "Эвтопия" (1988-1992),

Кишинёв-Бэлць, Молдова

________________________________

*Смотрите сайт (которого в 1990 году ещё не было) с материалами Официального Фонда Г.С. Альтшуллера www.altshuller.ru

**Ныне — Санкт-Петербург.

 

     Впервые статья была опубликована в городской газете «Коммунист» (ныне «Голос Бэлць») на русском и румынском языках, - Бэлць: Молдова, - 1990. - 9 октября,- № 121 (6077).- С. 2.




Категория: ТРИЗ файлы Р.Флореску | Добавил: florescu | Автор: Roman Florescu
Просмотров: 2359 | Загрузок: 1635 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/7 |

Всего комментариев: 1
1 Игорь Витальевич Снегуров  
0
Интересно, а как нынче развивается ТРИЗ-педагогика в Молдове? Мне, кажется, что кроме Вас, больше никто и не развивает ТРИЗ-педагогику в Цветущей Стране!!! Хотелось бы узнать подробнее. hello


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
ТРИЗ файлы Р.Флореску [3]
Здесь размещены ТРИЗ-файлы разработок Р.С.Флореску для скачивания Пользователями.

Форма входа

Наш опрос
Что Вам мешает заниматься творчеством постоянно?
Всего ответов: 41

Поиск

Друзья сайта

Сайт создан 29.08.2008

Онлайн всего: 1
ТРИЗ-Гостей: 1
ТРИЗ-Пользователей: 0
 

© Roman Florescu, TRIZOTVORCESTVO, Republica Moldova, 2008-2024

При использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Для коммерческого использования информации сайта необходимо разрешение автора.
Все опубликованные материалы охраняются Законом об авторском праве и смежных правах Республики Молдова, международными договорами и другими нормативными актами »