© Р. Флореску, 1990
БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ ?
Не пугайтесь - это не бред. И не говорите, что подобного не может быть.
Это не утопия. Все гораздо сложнее.
- Почему труднее всего на свете заставить птицу поверить в то, что она свободна, ...ведь каждая птица может убедиться в этом сама, если только захочет чуть-чуть потренироваться.
Ричард Бах
ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО,
НО БЫЛО ТО, О ЧЕМ СКАЗАНО В ИНТЕРВЬЮ.
- Будущее в сегодняшней жизни... Не фантастика ли это?
- Именно, но фантастика реальная. Поясню. В Молдове, среди леса Кодр (под Кишиневом), преодолев пространство и время, всплыл "островок" отдаленного Завтра. С 10 по 30 августа с. г. кипело новой жизнью таинственное сообщество "ИНТТАЛ" (ИНтеллект+Творчество+Талант).
Создатель школы Будущего кишиневский — преподаватель основ творчества Сичкорез Сергей Анатольевич. Насыщение творчеством произошло за счет объединения "странных" людей из различных городов СССР и Болгарии - школьники и студенты, преподаватели нестандартного.
- Для чего все это?
- Цель "островка" хитрая, - чтобы ребята и взрослые САМИ зарядились чудом творческого поиска нового, чтобы САМИ ощутили принципы будущей жизни уже сейчас.
- Откуда взялись принципы Будущего?
- Будущее - есть творчество. Понятие "творчество" - многогранно. Ясно одно - это путь к неизведанному.
- Разве известен путь к неизвестному?
- Да, это не шутка. У нас в стране родилась новая наука ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. (Автор - инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер*). Изобретательских - не значит только технических задач, а любых - социальных, искусствоведческих, педагогических и других.
- Вы не могли бы в двух словах объяснить суть ТРИЗ?
- Это невозможно. ТРИЗ быстро развивается. Поэтому я скажу об интересных правилах творчества по ТРИЗ: во-первых, метод творчества строится на основе науки о развитии - диалектике, учения о противоречиях; во-вторых, создание Нового - есть способ разрешения противоречия, а путь создания Нового - это методы выявления и разрешения противоречий.
На "островке" в ребятах воспитывался комплекс качеств творческой личности.
- Но не каждый сможет стать на путь творчества?
- На подобное недоверие я отвечу, что "восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой - протоптаться всю жизнь на одном месте" (Г. С. Альтшуллер).
- Расскажете подробнее о "странных людях".
- "Все творчески! Иначе, - зачем?" - слышалось в разговорах школьников и взрослых. Вначале тон жизни задавали комиссары. Кто они такие? Это старшеклассники и студенты. В них нет ничего особенного, кроме умения понимать людей и помогать им.
На втором этапе развития - комиссары совместно с ребятами становились мотором любых творческих дел. Наконец, дни спустя - школьники САМИ творили. Им уже не требовался "творческий толкач". У них было разбужено чувство взаимопомощи и творческого отношения к любому делу, которое они САМИ выдвигали. Комиссар "превращался" в активного наблюдателя.
- Как строилась жизнь внутри отрядов?
- Любой школьник из отряда мог предложить себя на день стать дежурным капитаном. Попробовать желали все качество дежурного капитана - почувствовать, ответственность за себя и за ребят.
- Можно вспомнить коммунарскую методику воспитания ленинградского** профессора, доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова. У вас многое пересекается...
- Именно от коммунаров пошли "Огоньки" и КТД (Коллективно-Творческие Дела). Вечером, перед сном, на "Огоньках" капитаны проводили совместно с ребятами анализ прожитого дня. Каждый высказывал свое мнение о событиях дня, делился впечатлениями друг о друге. Принцип при таких разговорах: "Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай".
- Что значит - КТД?
- КТД разрабатывались самими ребятами: интеллектуальные игры, вечерние нестандартно-тематические выступления, дни отрядов. Названия говорят о внутреннем кредо отрядов: "Фантасты-эвтопияне", "ТРИЗумцы", "Чижики" и другие.
- Ребята - это часть "странных" людей. О взрослых хотелось бы узнать. Видимо, они проводили занятия?
- И "да" и "нет". Те взрослые, кто работает в системе ТРИЗ, обучали ребят творчеству: основам ТРИЗ - одни из ведущих исследователей-тризовцев в стране Б. Л. Злотин и А. В. Зусман; развитию творческого воображения - РТВ - педагоги С. И. Малкин, А. В. Чистов, С. П. Кравцов, С. А. Сичкорез; основам фантастики - руководители Р. С. Флореску, М. В. Паскаль, В. А. Постный.
- Как и о ТРИЗе нельзя сказать кратко, так, видимо, и о занятиях по РТВ и фантастике. Но хотя бы о "нервной системе" занятий можно несколько мыслей?
- Курс РТВ - это "игровой" раздел ТРИЗ. Цель занятий - сломать психологическую инерцию банального мышления.
На занятиях по фантастике ребятам вручался инструмент творческого мышления: приемы создания фантоидей, система определения качества научно-фантастических произведений (шкала «Фантазия-2»), позволяющая творить качественно новое.
- Двадцать дней на "островке" Будущего могло затянуть в творчество, словно наркотик. Как ребята чувствовали себя, уезжая от интересной настоящей жизни?
- Не надо быть фантастом, чтобы представить слезы расставания. Но слезы - особенные. В них отражался синдром недоверчивости: боязнь жить творчески в нетворческих школах и вузах.
- А от тех, кто создал "островок" Будущего, зависит жизнь творчества ребят?
- Педагоги-тризовцы не могут быть постоянным чьим-то двигателем. Человек САМ вправе выбирать: стать Творцом или умертвить в себе творческую личность. Но с ребятами продолжается общение через письма. На следующий год "островок" вновь оживет...
- Последний вопрос. Что вы можете пожелать нашим читателям?
- То же, что и Ричард Бах: "Для того, чтобы стать свободным и счастливым, ты должен пожертвовать скукой. Не всегда такую жертву принести легко... Утверждая, что ты чего-то там не можешь, ты лишаешь себя Всемогущества".
Р. ФЛОРЕСКУ,
руководитель центра фантастики "Эвтопия" (1988-1992),
Кишинёв-Бэлць, Молдова
________________________________
*Смотрите сайт (которого в 1990 году ещё не было) с материалами Официального Фонда Г.С. Альтшуллера www.altshuller.ru
**Ныне — Санкт-Петербург.
Впервые статья была опубликована в городской газете «Коммунист» (ныне «Голос Бэлць») на русском и румынском языках, - Бэлць: Молдова, - 1990. - 9 октября,- № 121 (6077).- С. 2.
|