ГлавнаяРегистрацияВход Сб, 27.04.2024, 02:16
  ТРИЗ-файлы Приветствую Вас ТРИЗ-Гость | RSS

 
 
Главная » ТРИЗ-файлы » ТРИЗ+ФАНТАСТИКА » ТРИЗ-файлы Р.Флореску

ТРИЗ-ФАЙЛЫ

© Флореску Р. С. ДЛЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 1. Клуб любителей фантастики, 1992
[ Скачать с сервера (140.3 Kb) ] 31.08.2008, 00:57
ТРИЗ-ФАЙЛЫ

Флореску Р. С. ДЛЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Часть 1. Клуб любителей фантастики, 1992Часть 1.
© Флореску Роман, Молдова: Бэлць, 1992

 

ЗАОЧНЫЙ КЛФ

 




ДЛЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

     Чем заняты сегодня многочисленные клубы любителей фантастики нашей страны? Что движет ими, что волнует, что является главным в их сегодняшней деятельности?

     В своё время мы не раз освещали работу КЛФ. Вот и сейчас наступил, нам кажется, момент, когда стоило бы присмотреться, взвесить, переосмыслить само назначение клубов: условия-то жизни нашей изменились, причём очень резко...

     Публикуем статью Романа Флореску – руководителя центра фантастики «Эвтопия» в молдавском городе Бэлць. Что-то в его размышлениях может показаться спорным, возможно – даже несколько надуманным. Для нас, однако, важнее другое, главное: Р. Флореску искренне верит в высокое предназначение КЛФ и эту свою убеждённость – обосновывает, стараясь донести до других.

От редакции журнала «Уральский следопыт»

 

     Чтобы насладиться плаванием, недостаточно только окунуть палец в воду, нужно в неё нырнуть. А перед прыжком пловец должен спокойно сосредоточиться и осмотреться.

Поль Вайнцвайг

 

     «Если я видел дальше, то потому, что стоял на плечах гигантов!» – сказал великий Ньютон. Наступила пора «увидеть дальше» и многочисленным клубам любителей фантастики нашей страны. Во всяком случае, тем из них, кто не хотел бы бездумно плыть по течению в общем потоке.

     Анализируя деятельность клубов, приходишь к интересной картине. Конечно, кто-то скажет, что рано строить объективный экран о целях союза КЛФ, но это необходимо для достойного самоуправления деятельностью.

     Любой шаг Человека Разумного начинается с вопросов: «Зачем? Куда?». Ответы лишь разнятся:

 

     1) для себя и другим;

     2) только для других;

     3) для Будущего Человечества.

 

     Как подобная классификация целей относится к нашим КЛФ? (см. схему «Экраны целей клубов любителей фантастики»).

 

 

Схема: «Экраны целей клубов любителей фантастики»

 

     1.ДЛЯ СЕБЯ И ДРУГИМ:

     а)обмен НФ книгами и информацией в области фантастики;

     б)создание коммерческих (самиздатовских) НФ книг, журналов, газет, информационных бюллетеней и их рассылка;

     в)изучение НФ книг, ИЗО-, видео-, кино-, театропроизведений для критического анализа;

     г)создание «летописей» деятельности КЛФ, биографий фантастов, библиографий.

 

     2.ТОЛЬКО ДЛЯ ДРУГИХ:

     а)перевод с иностранного на русский (национальный) язык НФ книг (рукописей) для ознакомления членов КЛФ страны;

     б)создание (и публикация) банальных фантастических «произведений искусства» (музыка, радио, кино, театр, изобразительное искусство и литература);

     в)распространение (различными средствами: конференции, фестивали, вставки, лекции, игры и т. п.) известных достижений в фантастике.

 

     3.ДЛЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

     а)создание принципиально НОВЫХ фантопроизведений искусства, влияющих на жизнь многих поколений людей;

     б)исследования в области фантастики для выявления НОВЫХ инструментальных закономерностей;

     в)распространение (различными средствами) НОВЫХ достижений в фантастике.

 

     Добавим, что виды целей нужны в комплексе или с преобладанием третьего направления деятельности. Вспомним слова Марка Аврелия: «Наша жизнь такова, какой наши мысли её делают». Пора переходить из состояния любительства к профессионализму по содержанию деятельности.

     Хорошо, знаем – «Куда». Но – «Как?». Вопрос не из лёгких, хотя...

 

     Чем чаще мы направляем стрелы нашего воображения, желания и воли в будущее, тем большую свободу мы сможем ощутить, преодолевая зависимость от сложных моментов прошлого и настоящего.

Поль Вайнцвайг

 

     ...о проблемах Восхождения к Будущему уже сегодня написано немало писателями и философами, но объективно впервые такой материал разрабатывается отечественной наукой ТРТЛ – теорией развития творческой личности (её авторы – Г. С. Альтшуллер и И. М. Вёрткин). Красота ТРТЛ заключается в её инструментальности, практической работоспособности и применимости.

     Давайте разберёмся: «В чём должна, исходя из ТРТЛ, заключаться Сила Творческой Личности Фантаста?» («фэн», «фантаст» - для нас синонимы).

 

     1)Наличие НОВОЙ и общественно полезной Цели.

 

     Обратите внимание на третий экран: «Для Будущего Человечества». Соответствует ли Цель вам лично и вашему КЛФ?

     Скорректировать Достоинство Цели достаточно из некоторых её качеств (здесь приводятся не все):

 

     а)цель обязательно должна быть положительной – направленной на развитие жизни;

 

     б)преждевременность Цели. Цель опережает своё время и потому воспринимается окружающими как еретическая. Восприятие изменится по истечении времени, когда будут получены результаты. Но желательно, чтобы и результаты некоторое время были «еретичными». «Если цель или полученные результаты не воспринимаются как ересь, это показатель того, что что-то «неладно»: либо выбрана мелкая или не новая цель, либо достигнутые результаты не революционны» (И. Вёрткин).

 

     2)Планирование и регулярный контроль деятельности.

    

     Пример можно взять со знаменитой «системы Любищева». О жизни гениального биолога рассказал Д. Гранин в повести «Эта странная жизнь». Суть «системы Любищева» заключается в умении распределять время на творческую работу и вспомогательную, строить реальные действия на определённый период и максимально расходовать жизненную энергию на выполнение запланированного. Постепенно от строгой системы «учёта времени» можно отказаться, т. к.  вырабатывается «чувство движения времени» и уже не возникает надуманная проблема «нехватки времени».

 

     3)Высокая работоспособность...

 

     ...вытекает из планирования и системы контроля за объёмом работы. «Работа – ничто, если в ней нет любви», – писал Калил Хибран. Вот что Бальзак говорил о себе: «Я человек, которому дано задание, я работаю 18 часов из 24, я обязан работать, моё время мне не принадлежит». За девятнадцать лет непрерывной работы великим писателем написано 96 повестей, 5 пьес, 300 с лишним статей и заметок, 30 сказок. «Он ложился спать в восемь часов вечера и в два часа ночи уже всегда сидел за маленьким своим письменным столом... Утром – час в ванне, кофе без сахару, до полудня правка корректур, в полдень – лёгкий завтрак без вина и вновь работа до шести часов вечера. Только между семью и восемью часами вечера Бальзак видел живых людей в эти долгие периоды изнурительной работы... В исключительных случаях Бальзак, не отрываясь, оставался за письменным столом до 25 часов» (Б. Грифцов. Психология писателя. – М., 1988. – С. 141-142).

 

     4)Высокая техника решения творческих задач, входящих в проблему– это тактика творчества.

 

     Как решать сложнейшие задачи, с которыми сталкивается человек? Перебирать тысячи вариантов? Этот «первобытный» способ уже не эффективен в наши дни.

 

     Назову несколько задач фантастов, которые не решить простым перебором вариантов.

    

     а)Писатель-, (художник)-фантаст должен показать творческую жизнь людей Будущего, их достижения в духовности и искусстве, в науке, чтобы был освещён путь к развитию, – и одновременно не должен показывать, т. к. это могут не понять люди современности. Как быть?

 

     б)Должна быть методика создания гениальных (опережающих время) произведений искусства, чтобы эти произведения «переворачивали жизнь» Человечества, давали возможность идти к НОВЫМ размышлениям, – и не должно быть этой методики, потому что ею овладеют все люди и Творцам (писателям, художникам, композиторам и т. д.) нечем будет заняться. Как быть?

 

     в)Фантасты должны использовать при создании произведений методы фантазирования, чтобы ускорять процесс творчества, и не должны использовать их, т. к. это ведёт к повторяемости идей, тем, сюжетов. Как быть?

 (Продолжение в Части 2) »




Категория: ТРИЗ-файлы Р.Флореску | Добавил: florescu | Автор: Roman Florescu
Просмотров: 1921 | Загрузок: 1411 | Рейтинг: 5.0/7 |

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
ТРИЗ-файлы Р.Флореску [10]
Здесь размещены ТРИЗ-файлы разработок Р.С.Флореску для скачивания Пользователями.

Форма входа

Наш опрос
Что Вам мешает заниматься творчеством постоянно?
Всего ответов: 41

Поиск

Друзья сайта

Сайт создан 29.08.2008

Онлайн всего: 1
ТРИЗ-Гостей: 1
ТРИЗ-Пользователей: 0
 

© Roman Florescu, TRIZOTVORCESTVO, Republica Moldova, 2008-2024

При использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Для коммерческого использования информации сайта необходимо разрешение автора.
Все опубликованные материалы охраняются Законом об авторском праве и смежных правах Республики Молдова, международными договорами и другими нормативными актами »