Часть 2. Окончание.
© Флореску Роман, Молдова: Бэлць, 1992
ЗАОЧНЫЙ КЛФ
ДЛЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Скептиков хочу остановить. Поставленные задачи закономерно вытекают из естественного труда фантаста.
Если решать поставленные задачи фантастики парапсихологическими методами, то от неумения управлять соей психикой, можно быстро «выйти из строя». Тогда как быть?
Надо исходить из конкретных литературных (изобразительных, музыкальных и т. п.) задач, выявляя сильные приёмы решений. Свести приёмы в систему. Может, «всплывут» закономерности?
Любое исследование начинается со сбора информации и построения гипотезы. Уже сегодня любой человек может приступить к коллекционированию сложных фантастических задач и их решений. А вскрытые закономерности необходимо апробировать при решении новых фантозадач и создании задач. Выявится метод решений.
Подобный ход, в выработке технологии создания изобретений, предпринял с 1946 года советский инженер Г. С. Альтшуллер (литературный псевдоним – Г. Альтов), но изобретений технических; так «родилась» наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ – это компас, указывающий на сильный выход почти из любой технической задачи.
«ТРИЗ даёт значительную экономию времени – за счёт отказа от пустых проб, сильной организации мышления, сконденсированной информации. Но ТРИЗ – не волшебная палочка. Скорее – автомобиль, самолёт: гарантирована скорость больше, чем у пешехода, но надо а) уметь ездить-летать и б) надо быть в форме, нельзя терять навыков», – писал родоначальник ТРИЗа.
Эта наука опирается на объективные закономерности развития объектов (явлений, ситуаций), которые познаются и используются для сотворения НОВОГО. ТРИЗ развивается и корректирует себя, не возводя свои достижения в догмы.
Итак, если вскрыть закономерности высоколитературных (изобразительных, музыкальных и т. п.) фантопроблем (задач), приёмы решений, – возможно, появится ТРИЗ для фантастической литературы? Изобразительного искусства? Музыки? Театра? Кино?
Умение решать творческие задачи – необходимость. Только начинаются разработки ТРИЗа в фантастике (литература и изобразительное искусство).
Некоторые проблемы можно решать и механическим переносом технического ТРИЗа, но это ошибочный путь, т. к. каждая система (техническая, художественная, общественная, педагогическая и др.) развивается по присущим только ей закономерностям, а они индивидуальны, хотя внешне могут быть похожими.
Например, в технике известен закон развёртывания технической системы. Одна из закономерностей его гласит, что новые технические системы создаются из одинаковых элементов.
Простейшие примеры – информационно-вычислительная сеть из ЭВМ; трос, сплетённый из множества проволочек; катамаран; двухцветный карандаш.
В изобразительном искусстве указанная закономерность тоже есть: новые художественные системы создаются из одинаковых элементов. Но содержание её принципиально отличается, хотя форма идентична. Эта закономерность встречается в декоративно-прикладном искусстве: повтор фантастико-геометрического одинакового элемента в орнаментальной композиции. Или – серия (диптих, триптих) живописных полотен, одинаковых по размеру и тематике.
ТРИЗ напоминает, что творческие задачи всегда содержат противоречия, а их нужно выявить и преодолеть. ТРИЗ и её специализация строятся как точные науки о творчестве, имеющие свою область исследования, свои методы, свой язык, свои инструменты.
5)Способность отстаивать свои цели, выносить общественное непризнание, «умение держать удар».
Чтобы не превратиться в обыкновенного любителя фантастики, человеку необходимо «умение держать удар». Не останавливаться на достигнутом – это пока единственное требование, помогающее остаться в Великом Творчестве, помня о преждевременности поставленной Цели.
Примером «умения держать удар» может служить творчество художников Ван Гога и Пиросмани, литераторов Кафки и Мандельштама, многих других творческих личностей. «Если вам суждено стать художником, вы станете им даже в тюрьме», – говорил А. Куинджи. Вот и Г. С. Альтшуллер для отстаивания своей еретической цели (алгоритмизация творчества) «на личных началах организовывал семинары по обучению своей теории: приезжал в чужой город за свой счёт, проводил бесплатно недельные-двухнедельные занятия. Дважды приходилось распродавать всё из дому, включая книги» (И. Вёрткин).
6)Результативность: соответствие достигнутых результатов поставленной цели.
Должны возникать малые промежуточные и конечные результаты по цели. Для КЛФ это могут быть:
а)уточненные задачи;
б)выход на принципиально НОВЫЕ задачи;
в)фантастические идеи и сюжеты, фабулы, гипотезы, произведения искусства;
г)инструментальные методические пособия и программы, приоткрывающие НОВЫЕ проблемы;
д)наконец, построение теории фантастики – и т. д.
У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придаёт её сам, раскрывая свои способности.
Эрих Фромм
Исследования в выявлении закономерностей Силы Творческой Личности продолжаются, но основа уже заложена.
Воспитание в фантастах комплекса шести качеств – оперативное искусство.
А как идти к Вершинам Творчества всю жизнь?
Конкретные исследования проводятся в ТРТЛ: это построение жизненной стратегии творческой личности – ЖСТЛ. Метод разработки ЖСТЛ – изучение биографий выдающихся писателей, художников, музыкантов, учёных, изобретателей и др. Анализ и выявление сильных ходов, предпринятых творческой личностью. Анализ любых ходов. Соотношение действий внешних и внутренних обстоятельств против творческой личности. Составление на базе этого системной «игры» развития Человека, её ходов против обстоятельств, приводящих к Победе и к избеганию ошибок.
ЖСТЛ для фантаста – это умение развивать Достойную Цель в течение всей жизни, даже и... после физической смерти. ЖСТЛ не позволяет духовно умереть творческой личности – в то же самое время, когда многие любители фантастики хандрят, дожидаясь непонятного «оживления», неизбежно царящего на фестивалях и конференциях фантастов.
С позиций ТРТЛ творческая личность – а тем более, если это фантаст (фэн) – преследуемый еретик. Творческая личность – «не Папа Римский, а Христос»... Чем отличается жизнь Христа от жизни Папы Римского? Не только новизной Достойной Цели, но и степенью доброты Цели. Христос стоит в начале пути, а Папа Римский – в конце его, когда творчества уже нет, есть лишь консерватизм и преследование Нового.
Каждый, хоть немного уважающий себя фантаст (фэн), должен разобраться в качестве своей Цели, в качестве стиля жизни. «Помните же все идущие по неизведанным дорогам Звёздного Мира: Земля никогда не оставит того, кто совершил подвиг во имя людей», – писал Г. Альтов в рассказе «Огненный цветок». «Утверждая, что ты чего-то там не можешь, ты лишаешь себя Всемогущества», – дополняет Ричард Бах.
Для поиска (пересмотра) клубной – а возможно, и личной – Достойной Цели загляните для начала в следующие статьи и книги, прочтите их внимательно, изучите и в путь, в Будущее:
1)Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1. – Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», «Картя Молдовеняскэ», 1990.
2)Альтшуллер Г. С., Вёрткин И. М. Как стать еретиком//Парус. – 1989, № 1, с. 6-11.
3)Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
4)Вёрткин И. М. Бороться и искать: о качествах творческой личности// В кн.: Нить в лабиринте/ Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск, 1988, с. 7-94.
5)Злотин Б. Л., Зусман А. В. День пятый; День одиннадцатый// В кн.: Месяц под звёздами фантазии. – Кишинёв, 1988, с. 36-41, 87-91.
Эвтопических успехов Вам!!!
Впервые статья была опубликована в журнале «Уральский следопыт», 1992, №№ 5-6, - с. 57-59.
|