Часть 2.
ОЦЕНИВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИДЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Р. С. ФЛОРЕСКУ,
г. Бельцы, Молдова, 2008
КРИТЕРИЙ 3: КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ ИОС
Цветовое и композиционное решение ИОС влияет на доступность-недоступность раскрытия замысла, тематики. Узнаваемость-неузнаваемость зрителем выразительных средств становится (не) ясной или (не) полной, в зависимости от степени преобразования известных объектов приёмами фантазирования в нестандартные (фантастические) образы, особенно от способов их размещения и цветовой трактовки по отношению к композиционному прототипу.
1 балл - полная колористическая и композиционная рассогласованность, дисгармония. ИОС не раскрывает сполна тематику.
Пример: Как правило – это ученические ИОС юных творцов, не овладевших сполна приёмами колорита, взаимодействия цвета и замысла.
2 балла - частичное (неуверенное) цвето-световое и композиционное решение, не дающее ясного представления о тематике ИОС.
Пример: В основном – это работы студентов-художников, обучающихся на «удовлетворительно».
3 балла – колорит и композиция ИОС согласованы с тематикой и выразительными средствами, дающими полное и ясное впечатление о жанре, направлении искусства.
Пример: Живописные произведения Н. К. Рериха о духовном развитии человечества колористически и композиционно выдержаны: цвет несёт символическое значение Востока и Запада [Из картотеки Флореску Р.].
4 балла – нестандартная (непривычная) цвето-световая и композиционная трактовка художественного образа в рамках развитого жанра, направления искусства.
Пример: Цвето-световая и композиционная мозаичность в творчестве П. Филонова, создавшего новое направление модернизма – «аналитическое искусство» [Из картотеки Флореску Р.].
5 баллов – принципиально новое колористическое и композиционное решение ИОС в рамках нового жанра, направления искусства.
Пример: Колористическая изменчивость и динамика, композиционное раскрытие мерцающих художественных образов в творчестве импрессионистов, перешедших также к серии композиций [Из картотеки Флореску Р.].
КРИТЕРИЙ 4: ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА
Качество применения техники в искусстве зависит от её типа, степени взаимодействия, изменения инструментов и изделий, от их преобразования при получении новых эффектов следа.
1 балл – использование известной и развитой технической системы для искусства, дающей распространённые художественные эффекты следа.
Пример: Эффект штриховки чёрной тушью в технике офорта сухой иглой. Работа К. Писсарро «Пастушка на берегу» (к.ХIХ- н.ХХвв).
2 балла – повышение качества художественных эффектов следа, их нюансов, подражание другим известным эффектам с применением известной технической системы в данном жанре, направлении искусства.
Пример: Фотографический эффект в масляной живописи. Портретный жанр в творчестве И. Глазунова [Из картотеки Флореску Р.].
3 балла – изобретение нового художественного эффекта следа при изменении частей известной технической системы в рамках жанра, направлении искусства.
Пример: При постоянстве известной техники: тушь, перо и бумага, - изменён характер следа – отрывистый и мелкий, волнообразный в графическом творчестве Ван Гога [Из картотеки Флореску Р.].
4 балла - изобретение комплекса новых художественных эффектов при создании новой технической системы или новых её частей, что влечёт за собой появление нового жанра или направления искусства.
Пример: Техника акватинты является частью технической системы офорт. Изобрёл акватинту французский художник Жан-Батиста Лепренс в 1765 году. Эффект акватинты напоминает рисунок, выполненный акварелью с отмывкой. Акватинта имеет ряд других эффектов, разработанных последователями [3].
5 баллов – крупнейшее изобретение принципиально новой технической системы, дающей развитие новым художественным эффектам, жанрам, направлениям и видам искусства. Как правило, художник ещё не знает скрытые свойства этой техники.
Пример: Первобытный художник впервые попробовал рисовать сухой глиной, древесным углём на стенах пещер, отражая культовую тематику охоты. Это было крупнейшее изобретение графической техники, названное искусствоведами "наскальной графикой” [Из картотеки Мурашковского Ю.].
КРИТЕРИЙ 5: СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА
Данный критерий не требует обоснований. Полная зависимость от личного ощущения по принципу «нравится – не нравится», от чувствительности через каналы восприятия «мощной силы и магнетизма» или её отсутствия в ИОС.
Примечание № 1: Приводимые примеры соответствуют внутреннему ощущению и восприятию Автора.
1 балл – никакого ощущения.
Пример: Творчество Ильи Глазунова.
2 балла – ощущение, что в этом что-то есть.
Пример: Триптих молдавского живописца Юрия Хоровского "Пикник” или "Капля счастья в конце недели” [Из картотеки Флореску Р.].
3 балла - ИОС производит сильное впечатление.
Пример: Сюрреалистическая живопись и графика Сальвадора Дали; скульптуры Б. Микеланджело и К. Брэнкуш [Из картотеки Флореску Р.].
4 балла – ИОС хочется много раз смотреть и изучать, которая даёт что-то новое при восприятии, притягивает к себе, излучает «силу».
Пример: Творчество нидерландского художника И. Босха; византийская и древнерусская иконопись; церковная архитектура Румынии и России [Из картотеки Флореску Р.].
5 баллов – ИОС оказывает влияние на жизнь (судьбу), на мировоззрение.
Пример: Живопись Николая Рериха и его сына Святослава [Из картотеки Флореску Р.].
(Окончание см. в Части 3) » |