Часть 1
ОЦЕНИВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИДЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Р. С. ФЛОРЕСКУ,
г. Бельцы, Молдова, 2008
Анонс: Об оценивании искусства с позиции ТРИЗ впервые написали Генрих Альтшуллер и Павел Амнуэль в 1982 году в статье «Шкала «Фантазия-2»» (см. сайт www.altshuller.ru). Но точнее — о «градусах фантазии» и определении качества научно-фантастической идеи в литературном творчестве писателей-фантастов [1].
За основу был взят общепринятый пятиуровневый ТРИЗ-подход Г. Альтшуллера по определению качественного уровня изобретения технических систем, а также аналогичная разработка Ю. Мурашковского пятиуровневой шкалы по отношению к художественным системам [6]. В поле зрения Автора этого текста попал доклад М. Гафитулина «Уровни творчества или рождение новизны», сделанный им на третьей Петрозаводской конференции ТРИЗ в летние дни 1993 года [5].
Проанализировав десятки сотен репродукций художников (а также скульпторов, архитекторов, дизайнеров) через призму пятиуровневой шкалы изобретений, получился на выходе «Измеритель качества изобразительно-объёмного искусства».
Как им пользоваться? Об этом можно узнать, если «Измеритель…» апробировать по отношению к другим произведениям изобразительного искусства, и не один раз, а тренируясь постоянно.
Статья написана с позиций применения в обучающей среде школьников, студентов-дизайнеров и художников-педагогов.
Важно не только создавать художественное нестандартное произведение, но и уметь составлять рассказ о нём [7], особенно оценивать с позиций вклада… в мировой художественный процесс.
Как обучать этому юных художников и профессионалов? По принципу: видим такие-то объекты, такие-то цвета, и они имеют такое-то значение? Выражать эмоции музыкальными терминами перед картиной, скульптурой, дизайн-разработкой? Но это мы уже проходили… Не инструментально! Как быть?
Системный подход, намеченный Г. Альтшуллером в технике [2], позволяет решать проблему инструментально и в изобразительном искусстве. Важно воспринимать произведение системно: например, ювелирное изделие (или скульптурный портрет, или фантастический жанр вообще) из чего-то состоит, и является частью чего-то; в целом и в частях происходят изменения во времени, где каждый элемент для чего-то предназначен.
Подобные исследования проводились в разные периоды [1; 4; 5; 9; 10; 14; 15; 16].
Школьникам и студентам, художникам-педагогам легче видеть закономерное изменение достижений предшествующих творцов, определять место в художественном процессе своим работам, вырабатывая красоту речи, обогащая словарный запас слов.
Автором составлен "Измеритель качества изобразительно-объёмного искусства”, дающий шанс приблизиться к объективной оценке результата творческого труда [11; 13]. Здесь важно диагностировать не только степень новизны произведений искусства, но и другие не менее значимые параметры [12], например, технику для искусства, цветовую гамму, композицию.
Назначение данного измерителя – определение качества и места изобразительно-объёмного* искусства в мировой художественной культуре.
Сноска: *Изобразительно-объёмные системы, далее ИОС, – это любые художественные системы, относящиеся к живописи, графике, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладному искусству и дизайну.
Измерять (оценивать) можно всё что угодно [8]. Было бы чем. Поэтому предлагается «линейка» для выявления состояния искусства, где шкалой служат пять критериев:
Критерий 1: НОВИЗНА.
Критерий 2: УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ.
Критерий 3: КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ ИОС.
Критерий 4: ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА.
Критерий 5: СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, ЧУВСТВО.
Рассмотрим каждый критерий подробнее. Каждый, в свою очередь, состоит из пяти баллов (уровней), привычных в ТРИЗ.**
Сноска: **Напомним лишь, что эти критерии являются седьмым завершающим шагом АЛСОКи – АЛгоритма СОчинения КАртины. АЛСОКА – вспомогательное средство для мышления человека, позволяющее творить ирреальные художественные образы к картинам, декоративно-прикладному искусству, скульптуре и архитектуре, проектам. Цель АЛСОКи – выработать у детей и студентов основные умения и навыки сознательного фантазирования в области искусства. Результатом АЛСОКи являются нестандартные произведения, созданные по правилам [10].
КРИТЕРИЙ 1: НОВИЗНА
Новизна ИОС зависит от степени её отличия от прототипа (от уровня изобретений средств выражения, жанров, направлений искусства), от качества применения приёмов фантазирования к известным объектам различного ранга иерархии искусства, изменённым до нестандартности, фантастичности, неузнаваемости.
1 балл – прямой повтор известных выразительных средств. Воровство «интеллектуальной собственности», плагиат. Произведения этого уровня всегда имеют конкретный прототип. ИОС создаётся репродуктивно.
Пример: Первый вариант картины Рембрандта "Даная” представлял собой точную копию одноимённой картины Каррачо [6]. На первых порах сюрреалисты подражали творчеству реди-мейд Марселя Дюшана [3].
2 балла – незначительные изменения в рамках известной структуры; замена одних известных выразительных средств на другие известные выразительные средства в данном жанре. Нового качества нет. ИОС создаётся репродуктивно.
Пример: Французский художник Эдуард Мане композицию картины «Олимпия» (1863) перенял с полотна Тициана Вечеллио «Венера Урбинская» (1538). Б. Кустодиев в работе «Групповой портрет художников общества «Мира искусства»» (1920) принципы компоновки взял с фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» [15].
3 балла - изобретение конкретного выразительного средства или новое частное применение уже известного выразительного средства. Существенное изменение прототипа: выход за рамки общепринятых подходов. Появляется многофункциональное восприятие. Разрешается противоречие: прототип есть – прототипа нет. ИОС создаётся творчески-репродуктивно.
Пример: Поль Сезанн перенёс принцип работы с близким пространством в натюрморте на портрет, пейзаж и др. жанры. К. Петров-Водкин изобрёл сферическую перспективу, - новый способ передачи пространства и объёма на плоскости [Из картотеки Флореску Р.]. Леонардо да Винчи для передачи "хищного” характера внешне привлекательной женщины даёт ей в руки известного своим злым нравом зверька – горностая, и придаёт даме и горностаю одинаковые позы ("Дама с горностаем”) [Из картотеки Мурашковского Ю.].
4 балла – изобретение нового типа выразительных средств; возникновение поджанра в рамках жанра, направления. Прототип неузнаваем. ИОС создаётся творчески.
Пример: Леонардо да Винчи изобрёл воздушную перспективу. А. Васнецов создаёт исторический пейзаж. Л. Кранах разрабатывает цветную ксилографию (1507).
5 баллов – изобретение нового жанра или вида искусства. Прототипа нет. ИОС может сама служить прототипом для других художественных систем. ИОС создаётся максимально творчески.
Пример: Оскар Рутерсвард является родоначальником импоссибилизма – нового жанра в изобразительном искусстве, - невозможных фигур на плоскости и в пространстве [Из картотеки Флореску Р.].
КРИТЕРИЙ 2: УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ
Тематика ИОС взаимосвязана с культурной группой. Чем выше балл, - тем ниже «потребление», узнаваемость (для современников). И наоборот: чем ниже оценка, тем легче и приятней узнаваемость. Эта зависимость происходит от уровня изобретения новых выразительных средств, которые трудно воспринимаются при принципиально новой теме [6].
1 балл – повтор темы. Углубленное и более развёрнутое описание уже известных нюансов.
Пример: Тема материнства, известная ещё со времён первобытнообщинного строя, в наше время уже исчерпана. Художники, берущиеся за эту тематику, нового ничего ни привносят, как, например графическая работа Л. Ильиной «Мир тебе» (1989) [Из картотеки Флореску Р.].
2 балла – нюанс подтемы – некоторая новая тонкость в самоощущении членов культурной группы в уже известной композиции.
Пример: Тема распятия И. Христа раскрыта многими художниками мира, начиная с искусства Византии, древнерусской иконописи, культуры Возрождения и заканчивая эпохой Модернизма. Несколько по-иному трактует идею Сальвадор Дали в работе "Распятие (гиперкубическое тело)” в 1954 году, изобразив кубообразный крест, с тремя пространствами на плоскости, поместив рядом фигуру Галарины – жены сюрреалиста. В теле Христа не чувствуется страдания за род людской [Из картотеки Флореску Р.].
3 балла – новая подтема – новый тип членов культурной группы или новый вид связи с другими группами.
Пример: Воспевание морских волн (не моря и не океана), бушующей стихии, свечения солнца сквозь туман в творчестве И. К. Айвазовского [Из картотеки Флореску Р.].
4 балла – принципиальный поворот темы – новое состояние культурной группы.
Пример: Построение социализма и коммунизма – это «плохо» [Из картотеки Мурашковского Ю.]. Картина И. Глазунова «Великий эксперимент» [Из картотеки Флореску Р.].
5 баллов – изобретение принципиально новой темы – введение в сферу изобразительно-объёмного искусства новой культурной группы.
Пример: Построение социализма и коммунизма – это "хорошо”, единственно верно [Из картотеки Мурашковского Ю.].
(Продолжение см. в Части 2) » |