© Флореску Р. С., Кишинёв, 1988
Время торопит
Утром я долго лежал на диване с закрытыми глазами. Мне было страшно открывать их. Я боялся стремительного ритма жизни, который ждал меня за стенами квартиры…
Но что делать?
Время не ждёт. Пора вставать.
Я с трудом открыл глаза. Тепловой хронометр на стене передо мной показывал 07:00.
Птицей я взмыл в воздух и оказался возле умывальника: прохладная вода освежила лицо, зубная щётка стремительно бегала по зубам, опять вода… Махровое полотенце… Так, хватит, бриться пора.
Теплобритва поползла по коже лица… Одеколон…
Быстро одеваюсь. Время торопит меня.
Кухня. Еду разогреть надо. Что в холодильнике? Это и вот ЭТО? Кладу на сковородку… Чайник! Спички! Газ!
Хронометр не стоял на месте…
Завтрак закончен.
Газ выключить! Кран прикрутить! Свет погасить! Порядок!
Ключ. Дверь. Лестница… Улица…
Люди мелькают туда-сюда. Сам спешу, посматривая на ручной хронометр. Подбежал на монорельсную остановку. Жду…
Время идёт. Транспорта нет. Что делать? Супертакси!
Быстрее! Быстрее! На работу опаздывать нельзя! Раздаётся резкий свист тормозов — успел. Водителю даю деньги. Нет ни минуты, чтобы подождать сдачу… Плавно прикрылась дверь.
Время?
В запасе ещё есть…
Мчусь вверх по лестнице к рабочему месту…
- Доброе утро!
- Доброе…
- Как спалось?
- Спасибо…
Вбегаю в кабинет. Раздаётся телефонный зуммер…
- Алло! (пауза) Совещание? Когда? (пауза) Лечу!
Трубка упала на телефон.
Секретарь-машинистка надменным тоном заявляет:
- Вам передали, что сегодня будет Встреча, после — Беседа, Представление, Агитация и…
- Во сколько?
- Во СТОЛЬКО и во СТОЛЬКО-ТО.
- Благодарю! Меня нет!
- Когда Вы будете?
- Как только ОТТУДА — СЮДА.
- Хорошо.
Я исчез из кабинета и появился во дворе. Автоход меня уже ждал.
Еду…
Вдруг я вспомнил, что вчера меня упрашивали непременно сегодня быть ТАМ-ТО. Как я могу успеть? Разорваться можно…
Мой лоб покрылся холодным потом.
Как быть?
Ладно, пока съезжу на Совещание, а ОТТУДА — ТУДА.
Тормозит автоход.
* * *
Всё. Устал я немного.
Время?
Нет его! Уже надо лететь ТУДА!
Обедать некогда…
Мчусь на автоходе… Опаздываю.
А, Встреча? Поздно уже…
Так и быть — только ТУДА.
* * *
Вот так дела… Смотри, какой он? Ему всё можно? Ну, не нервничай…
Я успокаиваюсь, глотая две таблетки валерианки.
Вдруг осенило: «Беседа ещё!»
Хронометр?
Несколько секунд до начала остаётся…
Я растворился в воздухе и оказался на Беседе.
Всё так мило. Люди вежливы… Я тоже тактичен… А сердце-то колотится!
Ещё Представление, потом…
Наверное, уже не успею.
Надо будет потом в продовольственный магазин заскочить, а то закроется.
Беседа закончилась…
* * *
Я пулей мчусь в магазин. А мысли не дают покоя — сколько ещё надо сделать? И когда? Когда?
Я с трудом соображал.
Время?
Магазины уже закрыты.
Как же быть с ужином? Холодильник дома пуст. Я голоден.
Обиделся я на жизнь и поплёлся на остановку, стараясь осознать сегодняшнюю суматоху…
* * *
Ключ. Дверь. Дома я.
Ещё в коридоре услышал шорох на кухне. Меня обдало холодом, перехватило дыхание. Но набравшись мужества, стал медленно продвигаться к кухне, откуда шёл аппетитный запах.
Я увидел мужчину, который колдовал над яичницей у плиты. Незнакомец, видимо, почувствовав мой взгляд, обернулся: глаза наши встретились…
Моё сердце так колотилось, что готово было выпрыгнуть из грудной клетки — непрошенный гость был в точности похож на меня.
- Вы кто? - спросили мы одновременно друг друга, задыхаясь.
- Я — это я…
- А я — это я…
- Как? - удивились мы. — Ваш паспорт?
Вытащив из внутренних карманов пиджаков документы, мы обменялись ими.
В его паспорте содержались мои данные.
Он сказал:
- Но ведь Ваш паспорт — копия моего?
- Это же и я могу сказать Вам.
Я не верил происходящему.
Мы оба приняли по успокаивающей таблетке.
Я понимал, что он не вор. Тогда как же это можно объяснить?
Мысли мои путались…
Он разбил ещё пару яиц и кинул их на шипящую сковородку.
Услышал его глухой голос:
- Никогда бы не поверил, если б мне сказали, что у меня есть двойник… Ещё и паспорт такой же… Странно всё… Весь день какой-то ненормальный. Почему день? Вся жизнь… Вот сегодня: утром я торопился на работу — вскочил с постели, не умываясь, не бреясь, не завтракая, оделся и убежал… По дороге я не мог вспомнить: запер дверь или нет. Возвращаться обратно — значит потерять драгоценные секунды. Сегодня я только и думал о двери. Спешил на встречу. Когда она закончилась, было время обеда. В ближайшем кафе я перекусил на скорую руку, потом вернулся в свои апартаменты. А в голове отстукивает: «Закрыл или нет»… Секретарь-машинистка мне напомнила, что будет ещё Представление. После него было уже поздно: ни на Совещание, ни ТУДА, ни на Беседу я не успевал. Решил пробежаться по магазинам, чтобы купить что-нибудь к ужину… Летел домой, как стриж… А мысль одна: «Как бы квартиру не ограбили». Я успокоился, когда обнаружил, что дверь на замке. Стряпаю ужин, вдруг врываетесь Вы… Мне уже и не верится, что вижу Вас. Может Вы галлюцинация? (Я молчу). Целый день суматоха: ТАМ надо побывать и решить кучу проблем, всё увидеть, ТУДА позвонить, а ЭТО запомнить, ОТТУДА вернуться СЮДА, а потом — ТУДА… Еле успеваешь сводить концы с концами. Уже и не помнишь — ЧТО сделал, а ЧТО нет, ЧТО надо сделать, а ЧТО не следует…
Он умолк, внимательно рассматривая меня. Потом вдруг спросил:
- Вы живой? Или может, как в научной фантастике, подставной робот?
Неожиданно мой двойник начал извиваться, как змея, превращаясь в дым… У меня кружилась голова, только и успел произнести:
- Я настоящий…
И без сознания свалился на пол.
* * *
С трудом я открыл глаза. Вокруг всё белое: одеяло, стены, потолок… Рядом сидела девушка в светлом халате — медсестра.
Я обратился к ней:
- Где я?
- В больнице, - ласково отозвалась она.
- Почему?
- Вам нужен покой…
- Что со мной случилось?
- Вы устали от стремительной жизни. Вы захлебнулись в ней…
- А как же мне быть?
- …
16-17 апреля 1988 год, Кишинёв
Фантастический рассказ Романа Флореску впервые был опубликован в ежемесячном литературно-художественном журнале Союза Писателей Молдовы «Горизонт», № 12, 1988. — Кишинёв, – С. 13-14.
КОММЕНТАРИЙ: Фантастический рассказ написан с применением некоторых приёмов ТРИЗ, в частности, - «использование копии» по отношению к Герою, «сделать наоборот» по отношению к действиям Героя, чьи функции разделены во времени и в пространстве на композиционном уровне. В рассказе показана тема «суматохи жизни» за счёт внутренних и надсистемных выразительных средств.
|