ГлавнаяРегистрацияВход Пн, 21.01.2019, 05:10
  ТРИЗ-разработки Приветствую Вас ТРИЗ-Гость | RSS

 
 
Главная » ТРИЗ-разработки » Картотека примеров » 1.Искусство

ТРИЗ-РАЗРАБОТКИ

Изобретение музыкальной техники: 5 уровень. Кто изобрёл электронный поющий голос?
ТРИЗ-РАЗРАБОТКИ

5 уровень. Кто изобрёл электронный поющий голос?     А терменвокс был первым инструментом (если не считать нескольких малоудачных опытов), в котором не было никаких вращающихся деталей — колебания рождались электроникой. Изобрел терменвокс в 1920 году советский инженер Лев Сергеевич Термен. Его фамилия вошла в название инструмента, но не сам он был инициатором такого названия, а один из журналистов — тогда много писали о необычном устройстве инструмента, о его характерном звучании, о том впечатлении, которое терменвокс производил на слушателей. 
     Терменвокс, что означает «голос Термена», действительно был совершенно необычным. 
     Во-первых, он очень прост по устройству. Даже в те времена, когда не существовало не то что полупроводниковых диодов и транзисторов, а даже миниатюрных пальчиковых радиоламп, а были большие электронные лампы размером не меньше осветительных, весь инструмент умещался в небольшом корпусе, стоящем на ножках. 
     Во-вторых, он, отвечая своему названию, на самом деле обладал поющим голосом — как угодно гибким, к тому же и вибрирующим, как человеческий голос. 
     И в-третьих, что было для слушателей удивительнее всего, музыкант во время исполнения вовсе не прикасался к инструменту. Не было ни клавиш, ни струн, ни вентилей, ни клапанов — словом, ничего такого, что могло бы напомнить хоть какие-то привычные инструменты. Это было похоже на иллюзионный аттракцион, тем более что и подобие волшебной палочки присутствовало: из ящика торчал вверх металлический стержень, а музыкант выделывал рукой рядом с ним какие-то магические пассы. 
     Если вы и не слишком близко знакомы с электроникой, то в любом случае знаете ее начала по школьной физике. Поэтому инструмент Термена не покажется вам чудом. В его основе лежит колебательный контур, который в простейшем виде состоит из конденсатора и катушки, соединенных между собой проводниками. Если на такое элементарное устройство подать напряжение, в контуре возникнут колебания. Затем их можно усилить с помощью электронных ламп. В зависимости от индуктивности катушки, емкости конденсатора и общего сопротивления всей цепи частота колебаний получается разная. 
     Для изменения частоты достаточно варьировать параметры только одного элемента, скажем, менять емкость конденсатора. Вот и все, что нужно знать, чтобы понять устройство терменвокса. 
     Термен установил в своем инструменте два генератора колебаний. И тот, и другой вырабатывали колебания высокой частоты, лежащей за пределами слышимости. С генераторов, колебания поступали в детектор, который, сравнивая обе частоты, выделял разницу. А разница уже была слышимой. Она усиливалась и подавалась на динамики. 
     Такова принципиальная схема. Теперь посмотрим, как изменялась высота звука. 
     В исходном состоянии оба генератора дают 100 000 герц. Никакой разницы нет, детектор ничего не выделяет, инструмент молчит. Если у одного из генераторов увеличить число колебаний, допустим, до ста двух тысяч, то появится разница — две тысячи. Детектор выделит ее, и мы услышим звук. Чем больше разница, тем звук выше, и наоборот. Значит, все сводится к изменению во время игры числа колебаний одного из высокочастотных генераторов. Мы помним, что для этого можно изменять параметры любого из элементов колебательного контура. В данном случае был выбран именно конденсатор. 
     А сейчас самое главное. Любой конденсатор состоит из двух обкладок. От формы, размеров обкладок и расстояния между ними зависит емкость конденсатора. Если как-то влиять хотя бы на одну из обкладок, емкость будет изменяться. И Термен приходит к остроумнейшему решению: тот самый стержень, что торчит из корпуса инструмента, является как бы продолжением обкладки. Остальное само собой разумеется: приближая руку к стержню или удаляя от него, музыкант плавно менял емкость этого своеобразного конденсатора и таким образом управлял генератором колебаний. Вибрируя при этом ладонью, музыкант заставлял вибрировать и голос инструмента [Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с: ил., с. 162-164].


     Коллаж создан на основании следующих источников (дата обращения: 27.07.2018):
1.Терменвокс (theremin или thereminvox)
2.Камнеедов Модест, Легендарные электроклавиши. Историческое предисловие. Часть 2. Лев Термен и Терменвокс, 4 ноября 2012
3.Термен, Лев Сергеевич (28.08.1896-3.11.1993), СССР, Россия, приоритет: 1920
4.Лев Термен играет на терменвоксе, 1927
5.Автор фотографии «Lew Termen demonstrating Termenvox»: Bettmann, Corbis
6.Theremin, автор фотографии: Hutschi



Категория: 1.Искусство | Добавил(а): florescu (18.12.2011) | Автор: Флореску Роман
Просмотров: 1149
Всего комментариев и/или решений: 0

Добавлять комментарии и/или решения могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
0.Анекдоты по ТРИЗ-инструментам [13]
1.Искусство [11]
2.Фантастика и сказки [0]
3.Наука [0]
4.Техника [0]
5.Экономика и бизнес [0]
6.Криминалистика и криминология [0]
7.Педагогика [0]
8.Менеджмент [0]
9.Технология творческой жизни [1]

Форма входа

Наш опрос
Какова Ваша область научных предпочтений?
Всего ответов: 8

Поиск

Друзья сайта

Посетителей с 29.08.2008

Онлайн всего: 1
ТРИЗ-Гостей: 1
ТРИЗ-Пользователей: 0
 

© Roman Florescu, TRIZOTVORCESTVO, Republica Moldova, 2008-2019

При использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Для коммерческого использования информации сайта необходимо разрешение автора.
Все опубликованные материалы охраняются Законом об авторском праве и смежных правах Республики Молдова, международными договорами и другими нормативными актами »
Хостинг от uCoz