ГлавнаяРегистрацияВход Воскресенье, 19.11.2017, 16:06
  ТРИЗ-разработки Приветствую Вас ТРИЗ-Гость | RSS

 
 
Главная » ТРИЗ-разработки » Книги » Книги Р.Флореску

ТРИЗ-РАЗРАБОТКИ

Флореску Р. С. Изобразительное изобретение по правилам? - Бэлць: Primexcom, 2005. - 100 с.
ТРИЗ-РАЗРАБОТКИ


ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

     Впервые книга была издана в 1990 году малым тиражом в 100 экземпляров. Тут же распространилась и многократно ксерокопировалась (переписывалась) среди моих слушателей (учителей начальных классов, художников-педагогов, методистов и инспекторов различных уровней) на авторских семинарах, которые проводил по  городам СНГ: Бэлць, Тирасполь, Штефан Водэ, Кишинёв, Запорожье, Волгоград, Калуга, Обнинск, Зеленодольск, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Москва.
     О своих предварительных исследованиях я поделился в научном издании "Журнал ТРИЗ" (Тираж: 10 тысяч экземпляров) в 1992 году /17, 19/ в статьях "Приёмы фантазирования в изобразительном искусстве" и "Творческие задачи по изобразительному искусству на основе ТРИЗ". Появилась моя книга "пиратским изданием" (5 тысяч экземпляров) в 1995 году под редакцией А. И. Никашина "Как сочинить картину" (Слава Богу, - мою фамилию не забыл!) в Ростове-на-Дону /16/. Но в 1996 году из Ярославля А. Э. Симановский в книге "Развитие творческого мышления детей" (на страницах 123-124, тиражом в 50 тысяч экземпляров) "скромно" проигнорировал общепринятые требования о ссылках на прототип: без ошибок переписал две моих главы из статьи "Творческие задачи по изобразительному искусству на основе ТРИЗ". Видимо "забыл" указать фамилию разработчика.
     Поэтому я решил довести до Читателя полный переработанный текст своих практических исследований, но пока в первой её части (в 2004 году - второе издание книги: 100 экз.). Об этом постоянно меня просили мои коллеги педагоги-художники из Молдовы, России, Украины, Карелии и Татарстана.
     Готовлю к изданию вторую и третью части настоящей книги "Изобразительное изобретение по правилам?", в которых предстанут Вашему вниманию лучшие практические результаты детей. Будут опубликованы некоторые репродукции художников и скульпторов, архитекторов, являющихся родоначальниками новых жанров, видов и стилей искусства. Расскажу о практическом применении АЛСОКи. Узнаете о закономерностях развития тематики, выразительных средств, направлений искусства. Сможете познакомиться с методами решения художественных задач и способами прогнозорования новой культуры восприятия искусства. Опять-таки: выявленные законы, правила, приёмы, примеры, методы и ... результаты. И ничего лишнего. Это можно изучать и обучать этому других. Это можно применять на практике, создавая свои принципиально новые произведения искусства и развивать способности юных художников. Дело в том, что исхожу из постулата: законы изобразительного искусства познаваемы, следовательно, могут быть осознанно использованы в практике. Каждый из книги-методики возьмёт своё: как законы математики и физики, поэтики и лингвистики, которые помогут если не всем, то многим...
     В 2004 году в Беларуси создан сайт http://www. trizway.com/ для этой книги в ЛОТ (лаборатории образовательных технологий), - аудитория максимально расширилась и информация стала ещё доступней.
     С 1990 года по настоящее время мною были проведены обучающие семинары как для слушателей некоторых стран СНГ (совместно с педагогической фирмой из Кишинёва "ИНТТАЛ", генеральный директор Сергей Анатольевич Сичкорез), так и для коллег из Молдовы, благодаря поддержке министерства просвещения (инспектор по изобразительному искусству Сильвия Валерьевна Кожокару), кишинёвского института науки и воспитания (доктор педагогических наук  Родика Владимировна Калистру) и управления образования, молодёжи и спорта м. Бэлць (начальник Андрей Иванович Чобу). Вывод: методика работает и даёт хорошие результаты.
     Данным книжным изданием открывается серия "Основы ТРИЗ в изобразительном искусстве и дидактике". Приглашаю всех желающих к сотрудничеству и творчеству.
     Читателям желаю продуктивной деятельности. Мой методический справочник невозможно освоить за несколько часов...
     С уважением к Вам, дорогой Читатель, и творческими пожеланиями Роман Стефанович Флореску.


БЛАГОДАРНОСТИ

     Автор благодарит за конкретную помощь при проведении исследований для написания данной книги в первую очередь своих родителей (маму: Валентину Максимовну (педагога-воспитателя)), отца: Стефана Ивановича (художника, члена Союза Художников Республики Молдова, первым применившим в своём творчестве АЛСОКу), - привившими мне любовь к искусству и научному поиску, далее - свою семью (любимых супругу Родику и дочку Анну-Марию), учителей – Г. С. Альтшуллера (Карелия, г. Петрозаводск) и Б. Л. Злотина (США, г. Лос-Анджелес), Н. И. Гибаленко (г. Бэлць), И. А. Даги (г. Кишинёв),  коллег по Системе профессиональных разработчиков, консультантов и преподавателей "ТРИЗ-ШАНС": И. Л. Викентьева, И. К. Кайкова (г. Санкт-Петербург), Ю. С. Мурашковского (Латвия, г. Елгава), А. А. Гина (Беларусь, г. Гомель), педагогов-исследователей по кишинёвскому центру методологии творчества "ИНТТАЛ": С. А. Сичкореза и М. В. Паскаль, а также слушателей, проходивших обучение на семинарах в различных городах СНГ, и своих учеников по общеобразовательной средней школе № 2 им. А. С. Пушкина м. Бэлць, которые своим интересом и высокой результативностью поддерживали развитие данной книги-методики: особенно – Костюк Александра и Станислава, Конышеву Ольгу, Ройтман Илану, Лунгу Ольгу и Анну, Бойко Елену, Палатайковых Оксану и Елену, Чайковскую Екатерину, Липарчук Ольгу и Макарчук Ольгу, Собенина Виктора и Хамитовых Алёну и Дмитрия, Ковилу Илью, Осачук Алину, Киллар Мирию, Савченко Александру, Кулиниченко Ольгу, Супчук Татьяне, Иссак Александре, Черничук Ольге, Подлужных Лилии, Черкину Ольгу, Бырка Констанцию, Гуцу Валентину, Кривоносова Дмитрия, Руссу Родиона, Арнаут Тамару и Надежду, Фролову Веру, Савинову Анастасию, Гуцалову Анну, Весельского Яна; учеников по центру фантастики "Эвтопия" - Лупина Руслана, Ковалюк Лауру, Пайцеву Наталью, Монахову Надежду, Молчанову Нэлли, Савку Ирину, Деревлянских Ольгу и Максима и многих других (пусть простят Автора те, кого он не назвал – места в книге не хватит).

СКАЧКИ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ

     Кто помнит, с чего начиналось художественное кино? С ленты братьев Люмьер «Политый поливальщик». Не углубляясь в сюжет, отметим главное: фильм воздействовал на зрителей, как целостная система, именно тем, что он был. Как таковой.
     В 1902 г. Э.С. Портер в фильме «Жизнь американского пожарного» впервые применил монтаж. Фильм стал воздействовать на зрителя не только в целом, но и отдельными монтажными блоками.
     Американский кинорежиссёр Гриффит эти блоки превратил в «монтажные фразы». Чем дальше – тем короче они становились. «Единицей воздействия», минимальным выразительным средством становились маленькие кусочки фильма.
     Но и в них вскоре пришлось проделать своё «дробление» – специальную расстановку персонажей, глубинную мизансцену и т.д.
     В распоряжении актёра немого кино были позы и жесты – этим ограничивался арсенал его выразительных средств. Затем Аста Нильсен и Иван Мозжухин перешли к мимике. А если присмотреться повнимательнее к фильмам с участием В. Высоцкого, то можно увидеть, что он нередко пользовался всего лишь выражением глаз – даже без мимики.
     Давайте заглянем в другую область искусства. Может быть у кого-то хватит духа медленно перечитать поэмы Гомера. Вам станет ясно, что, как и «Политый поливальщик», они имеют какой-то смысл только целиком, всей свой фабулой (а сюжет с фабулой абсолютно в них совпадает). Гораздо позже появились собственно сюжеты, в которых фабула разделена на части и «смонтирована» по-другому. (Для примера – фабула типового детектива: убийца убивает, труп найден, сыщик расследует; сюжет же: труп найден, сыщик расследует, только после этого мы узнаём, как убийца убивает).
     Но это не конец истории. Сплошные ранние сюжеты стали дробиться на части: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал… В этих частях тоже пришлось выделять события, ситуации, каждая из которых выполняет отдельную художественную функцию, является самостоятельным выразительным средством. И эти части впоследствии пришлось разделить на компоненты (пейзаж, портрет, разговор и т.д.). Такое деление – достижение литературы уже относительно недавней. Но даже эти компоненты в эпоху классицизма, а ещё более – романтизма стали делиться на мотивы.
     Причём для конструирования этих «монтажных блоков» в распоряжении писателя античности были только огромные описания, у классицистов – обороты, фразы, у романтиков уже заиграли отдельные слова, а в конце XIX – начале XX веков заработала даже фонетика, звуки.
     Не буду злоупотреблять вниманием читателей, они и так уже всё поняли. Да, перед нами одна из самых общих закономерностей: художественные системы развиваются в направлении уменьшения ранга выразительного средства (инструмента).
     На всякий случай проверим это на живописи. В эпоху Возрождения картины работали в основном всей своей целостностью, сюжетом. У классицистов можно выделить отдельные блоки (например, "Последний день Помпеи” К. Брюллова – типичный монтаж, в разных частях картины свои микросюжеты). У импрессионистов самостоятельную выразительную ценность приобретают позы, жесты, движения. Сюрреалисты оперировали ещё меньшими элементами – частями объектов. Абстракционисты – простыми формами. Супрематизм К. Малевича возвёл в чин самостоятельного выразительного средства простой цвет…
     Всё совпадает, закономерность выполняется. Но заметим, что для живописи остались неиспользованными некоторые ранги: часть простой формы, пятно, линия…
     Пожалуй, пора от собственных красивых рассуждений перейти к рецензируемой методичке Р.С. Флореску. Если взглянуть на неё с точки зрения вышеописанной закономерности, то мы невооружённым взглядом увидим: это же и есть заполнение огромного пропуска в живописи! Причём, совершенно закономерное заполнение. Конечно, ряд художников кое-что проделывали и на этих рангах. И неплохо проделывали (вспомним, как работал с пятном П. Гоген…). Но «кое-что» – это всего лишь кое-что. А в работе Флореску перед нами система.
     (На всякий случай ещё пример. Джаз начинался тоже как «кое-что» на рангах отдельных музыкальных фраз и отдельных звуков. И только через 20-30 лет это начало складываться в систему, которую мы теперь и называем собственно джазом. Появилось целостное понимание жанра, и, что ещё важнее, появилась возможность учить других).
     Система Флореску тоже даёт возможность учить других. Учить не отработавшими своё (спасибо им за это) выразительным средствам классицизма и романтизма, а новым, ещё почти не использованным, ещё не имеющим своей развитой эстетики, своей системы поклонников, своей культуры потребления. Наверное, в этой системе есть пропуски, трудно судить. Должны быть… Так ведь их можно заполнить – система-то уже построена!
     К тому, что предлагает Флореску, можно относиться по-разному. Некоторые, насколько мне известно, упрекают его в построении очередного морфологического варианта метода проб и ошибок. Позволю себе напомнить, что монтаж в кино начался не с «Броненосца «Потёмкина»», а с пары десятков лент монтажных экспериментов, о которых сейчас и историки кино не всегда знают. Когда уже знали, что такое монтаж, но не знали, как его применять. А в русской литературе тот язык, который мы называем «русским литературным языком», появился не вдруг в первых же стихах Пушкина, как учит нас незабвенная школьная «литература», а в обильных литературных экспериментах Марлинского. А Пушкин сам жаловался на отсутствие русского литературного языка… Эксперименты Марлинского мы тоже спокойно забыли.
     Увы! Прежде чем начинаются шедевры какой-то новой системы, наш дорогой и любимый метод проб и ошибок знакомит с возможностями новых выразительных средств. Конечно, хотелось бы делать это «по науке». Но ведь «науки»-то этой пока нет! Будет – откажемся от Флореску. (Будет наука об использовании в изобретательстве физэффектов – откажемся от морфологически – МПиОшного * «Указателя»).
     Ещё одно типовое возражение заключается в том, что нельзя сперва нагромождать выразительные средства, а потом пристраивать к ним подходящую тему. И тут мне вспоминается недавняя история. Когда Г. С. Альтшуллер предложил схему построения сказочных сюжетов: сперва строим цепь противоречий, а затем на четвёртом-пятом ходу пристёгиваем к ней тему, мораль. Но это так, к слову…
     Какие бы мудрые соображения не лежали в основе наших заключений на эту тему, надо честно признаться: никаких гарантий у нас нет. Мы пока не знаем, не доказали, какая технология верна: «сперва тема, потом средства» или «сперва средства, потом тема». Неужели не будет стыдно потом, если окажется всё-таки, что наша единственно верная теория не сработала? Что прав был «неправый» ?
     А раз так, то может быть, «пусть скачут все кони» ? Посмотрим, кто придёт к финишу и к какому. В этой ситуации мы можем разве что делать ставки на того или другого претендента. Но не хватать коня за узду. Я уж не говорю о каком-то там ободрении тёмной лошадки. Тут хоть бы бутылки под копыта с трибун не бросали…
     Ещё в рецензиях положено указывать на недостатки. Они, как и положено, продолжение достоинств. Составлена таблица приёмов – а продолжением её должна была бы быть схема: когда какой приём применять. Выявлены приёмы, которые интересно работали вчера и сегодня – а продолжением должны были бы стать закономерности: а какие приёмы будут сильны завтра.
     Но продолжением этих недостатков снова является достоинство. Ведь Флореску прекрасно понимает, что он сделал. И видит, что надо делать дальше. И делает. Так что, всё в порядке.
     А теперь, пожалуйста, прочитайте работу Романа Стефановича Флореску повнимательнее. Так, как будто вы и вправду хотите оценить красоту и выразительные возможности систематизированных им средств и научиться сочинять картины (декоративно-прикладное искусство, скульптурные произведения и архитектуру…).
     Ей-богу, работа того стоит!
Сентябрь, 1992 год; **
Латвия, г. Елгава.
                Ю. Мурашковский
член Международной Ассоциации ТРИЗ;
эксперт-консультант по вопросам
мировой художественной культуры.

______________________
* МПиО – аббревиатура фразы "Метод Проб и Ошибок” (-Ф.Р.).
** Рецензия на работу Р. С. Флореску была написана ещё в 1992 году Ю. С. Мурашковским для "Журнала ТРИЗ” на вариант АЛСОКи-92; нынешний методический справочник по АЛСОКе-2002 значительно дополнен и усовершенствован Автором (-Ф. Р.).

 
Справки о стоимости книги по телефону: +37323145762
Скачать фрагмент книги в формате PDF можно по ссылке а) 
» или б) ». Заказать книгу в формате PDF можно по электронной почте florescu@mail.ru или заполнить формуляр обратной связи и отправить автору »



Категория: Книги Р.Флореску | Добавил: florescu (26.10.2008)
Просмотров: 2636 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
20.12.2010
1. Снегуров Игорь
Здравствуйте! Меня интересуют приёмы фантазирования и композициии. Как с ними можно ознакомиться? Хочу купить Вашу книгу. Что мне для этого следует сделать?

28.05.2014
2. Наталья Рахматуллина
Уважаемый автор! Хотела бы приобрести Вашу книгу. Это возможно? Очень надеюсь!
Также важно знать о возможности посещения Вашего тренинга.
С уважением, Наталья.

16.02.2017
3. Nikita Nki (Karasuguchi)
Добрый день. Как приобрести Вашу книгу? Возможно ли купить электронную версию?
С уважением.
Ответ: Даниил Иванович, добрый вечер!
Вам написал ответ на электронный адрес.
С уважением, Роман Флореску.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Книги Р.Флореску [2]
Здесь находятся книги Р. С. Флореску.
Книги ТРИЗ-коллег [0]
Здесь находятся книги ТРИЗ-коллег.

Форма входа

Наш опрос
Какое произведение "лучше": «Джоконда» Л. да Винчи или «Чёрный квадрат» К. Малевича?
Всего ответов: 25

Поиск

Друзья сайта

Посетителей с 29.08.2008

Онлайн всего: 1
ТРИЗ-Гостей: 1
ТРИЗ-Пользователей: 0
 

© Florescu Roman, TRIZOTVORCESTVO, Moldova, 2008-2017
Хостинг от uCoz