ВЫВОДЫ Данный «Измеритель качества и места ИОС» – работоспособный инструмент диагностики не только «в руках» школьника, студента и учителя, но и искусствоведа.
«Измеритель…» показывает максимальное приближение к объективности уровня изобретения ИОС.
Описанный инструмент оценивания произведений искусства развивает у потенциального творца:
- желание развиваться;
- не повторять достижения предшественников при выборе темы, выразительных средств, техники для искусства, цветовой гаммы и композиции, особенно при функциональном выборе приёмов фантазирования.
НАД ЧЕМ ПРЕДСТОИТ ЕЩЁ РАБОТАТЬ? «Измеритель…» слишком сложный инструмент для изучения и оценивания изобразительно-объёмного искусства. Необходимо упростить седьмой шаг АЛСОКи – «Измеритель…».
Для работы с ним, слушателям приходится усваивать предыдущие шесть шагов АЛгоритма СОчинения Картины (см. ниже).
АЛСОКА (АЛгоритм СОчинения КАртины):
1.Выбор технической системы;
2.Поиск объектов замысла;
3.Сочинение фантастического объекта;
4.Составление композиции;
5.Выбор колорита;
6.Рассказ по созданной изобразительно-объёмной системе
Обучаемым без помощи учителя и информационного фонда изобретений в искусстве определить степень новизны (первый критерий) трудно. Могут быть погрешности.
Как максимально повысить качество оценивания?
Нынешних художников и дизайнеров пугает «жёсткая» диагностика их творческого результата, особенно когда указывается точный прототип. Отсюда – раздражение, обиды, недовольства.
Как искусствоведам быть объективными при измерении ИОС и не вызывать «удар на себя» со стороны творцов?
Сможет ли качественно «Измеритель…» удовлетворять АКТУАЛЬНЫЕ и/или БУДУЩИЕ запросы художников, дизайнеров и педагогов?
Как научиться прогнозировать ресурсы новой изобразительно-объёмной системы? Ведь пятый уровень – это не просто «великая новизна». Сама по себе она никому не нужна и не будет нужна. А вот есть ли в ней ресурсы для дальнейшего развёртывания?
«Измеритель…» оценивает одновременно два прямо противоположных явления – новизну (первый критерий) и потребимость (второй критерий: узнавание тематики, идеи, её восприятие).
Может в результате оценка получается неадекватной? Или необходимо разделить оценки по развитию и по потребимости (восприятию)?
Следует ли выделить измеряемые параметры по новизне темы, выразительным и техническим средствам?
Еще одна точка роста – расширение, переход от изобразительных искусств к искусствам вообще. Это изменит АЛСОКу? Если заменить «живописно-центрические» параметры на общехудожественные? Это даст новое, более точное понимание?
Как можно учесть фактор времени? Будет ли оценка одинаковой для XVI века и для XXVI века? Если да, то почему? Если нет, то как?
Как уберечь художников, студентов и школьников от высокомерного желания «опережать время» в искусстве?
Здесь не все недостатки указаны. Ведь возможности «Измерителя…» ещё предстоит изучать.
А для этого приглашаю к сотрудничеству. Хотелось бы услышать конструктивную критику, помощь, совет.
Важно не только измерять с позиций вклада… в мировой художественный процесс, но и создавать художественное нестандартное произведение сегодня и в будущем.
Как обучать этому юных художников и профессионалов? По принципу «делай, как я»? Но это мы уже проходили… Не инструментально! Но об этом в следующий раз…
С уважением, Флореску Р.С.