ВОЗМОЖНЫЙ ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ: Административное противоречие: Необходимо обеспечить самостоятельное присутствие ребёнка на уроках без родителей, но как это сделать – не известно.
Социальное противоречие: Если родитель будет находиться рядом с сыном в классе во время урока, то психика ребёнка не травмируется, но не вырабатывается у школьника самостоятельность.
Физическое противоречие: Родитель должен находиться рядом с сыном в классе во время урока, чтобы не травмировать психику ребенка, и не должен находиться рядом, чтобы уйти на работу, чтобы у школьника вырабатывалась самостоятельность.
Приемы разрешения противоречия: 1.Разрешение в пространстве: 1.1.Подприем «Разделить систему на части, придав им противоположные свойства».
1.2.Подприем «Вынести из системы часть с ненужным свойством или, наоборот, внести часть с нужным свойством».
1.3.Подприем «Использовать имеющиеся пространственные ресурсы: незанятое место».
2.Разрешение во времени: 2.1.Подприем «Разделение времени действия на промежутки, придав системе в разное время противоположные свойства».
2.2.Подприем «Добиться непрерывности полезного действия: использовать паузы и промежуточные ходы».
3.Разделение противоречивых свойств (по отношению) сравнением системы с надсистемой (или подсистемой, или антисистемой, или с собой): 3.1.Подприем «Наделить всю систему одним свойством, но в сравнении (по отношению к…) с надсистемой (или подсистемой, или антисистемой, или с собой) она даст противоположное свойство»:
3.1.1.Надо изменить «точку зрения» (позицию, оценку, психологическую позицию, роль) Школьника.
3.1.2.Поставить Ученика в рефлексивную позицию (сообщить понятные ориентиры, критерии оценки происходящего, подставить Ребенка в позицию Наблюдателя, Судьи, делающего свой выбор, прямо назвать имеющиеся у него отрицательные стереотипы).
3.1.3.Развеять опасения, мягко спародировать мешающие отрицательные стереотипы.
Вариант решения: Отец и мать дежурили по очереди в классе возле сына, сидя с ним за партой. Через несколько недель один из родителей уже усаживался между рядами, но не за парту с сыном.
С мальчиком учитель посадил другого более общительного ребенка. Через два месяца родитель уже сидел на стуле возле открытой двери, а мальчик спокойно обучался за партой на расстоянии 5-6 метров от родного человека.
На третий месяц ребенок спокойно сам сидел за партой, не видя родителя, который в это время находился в коридоре на стуле. Иногда мальчик выбегал из класса, чтобы удостовериться о присутствии матери или отца (родной тёти).
К концу первого семестра ребёнок мог спокойно обучаться и не беспокоиться о временной разлуке с родителями. Ситуацию спасало присутствие родной тёти в коридоре.
Конечно, помогало и общение с родителями во время перемен. В какой-то момент и этого не потребовалось. На сегодняшний день этот ребёнок успешно завершил гимназическое обучение.
ИСТОЧНИК: [Из картотеки Флореску Р. С., м. Бэлць, Республика Молдова, 2008]