Это изобретательская задача, так как в ней скрыто противоречие.
ИКР 1: Гимназии сами продолжают функционировать за счёт ресурсов с учётом молдавского законодательства.
ИКР 2: Гимназий нет, а их функционирование осуществляется за счёт ресурсов с учётом молдавского законодательства.
Ресурсы: 1.Пространственные: школьные помещения, корпуса, стены и т.д..
2.Функциональные: подготовка детей к начальному школьному образованию, гимназическому и лицейскому образованию, внешкольному творческому и спортивному воспитаниям.
Административное противоречие: Гимназии ещё должны продолжать работать и развиваться при дефиците финансов, но как это сделать – не известно.
Социальное противоречие: Если гимназии ещё продолжат работать при дефиците финансов, то обеспечат спрос населения, не нарушая право детей на образование, но бюджетных денег не будет хватать для развития.
Физическое противоречие: Гимназии ещё должны продолжать работать, чтобы обеспечивать спрос населения, не нарушая право детей на образование, и не должны работать, чтобы сэкономить бюджетные деньги, чтобы предоставить помещения переполненным другим учреждениям.
Приемы разрешения противоречия: Разрешение в пространстве: Подприем «Вынести из системы часть с ненужным свойством или, наоборот, внести часть с нужным свойством».
Переход от системы к надсистеме: Подприемы «Объединить однородные или неоднородные системы в надсистему» и/или «Объединить объекты (системы, действия), обладающих свойством А в надсистему, обладающую свойством не А».
Варианты решения: Вариант 1: Укомплектовать 4-5 гимназии учениками с учетом языка обучения, проведя их миграцию вместе с педагогическими коллективами согласно законодательства Республики Молдова. Освободившиеся другие школьные здания укомплектовать учащимися и учителями из переполненных учреждений.
Отрицательный момент: При этом нарушится принцип обучения по месту жительства, будут недовольства со стороны родителей и их детей, учителей. Но это уже другая задача. Её тоже следует решать.
Вариант 2: Доукомплектовать все гимназии детьми из переполненных учреждений (чтобы все образовательные учреждения функционировали в 1 смену), предоставив возможность обучаться в одном учреждении на государственном и/или русском языках, но в каждом классе выбирается один язык обучения.
Отрицательный момент: Возможны конфликты между учащимися из разных учреждений. Возможна нехватка педагогических работников, которые сумеют работать в режиме двуязычия в одной гимназии.
Вариант 3: Оставить в городе 2-3 теоретических лицея, в которых будут обучаться только дети с 10 по 12 классы в одну смену, а в гимназии вернутся остальные учащиеся, с учетом микрорайона проживания.
Вариант 4: Объединять гимназии с другими образовательными учреждениями в единый комплекс: со спортивными школами, школами творчества, музыкальными и художественными школами, детскими садами, гимназиями или лицеями.
Источник: [Из картотеки Флореску Р. С., м. Бэлць, Республика Молдова, 2017]