ГлавнаяРегистрацияВход Вт, 21.08.2018, 16:23
  ТРИЗ-разработки Приветствую Вас ТРИЗ-Гость | RSS

 
 
Главная » ТРИЗ-разработки » Картотека примеров » 1.Искусство

ТРИЗ-РАЗРАБОТКИ

Противоречие в музыке: изобретение волынки и её эволюция
ТРИЗ-РАЗРАБОТКИ

Противоречие в музыке: изобретение волынки и её эволюция     Можно ли, исполняя песню, одновременно аккомпанировать самому себе на свирели? Это невозможно, скажете вы. Если рот занят свирелью, то петь уже нельзя. А если петь, то как же дуть в свирель? 
     Видимо, желание разрешить это противоречие привело к изобретению волынки. Невозможное стало возможным. 
     Волынку знали почти все народы древнего мира, а позже — во всех странах Европы. До сих пор играют на ней крестьяне Сицилии, жители некоторых сельских районов Румынии и Чехословакии, горцы Шотландии. Сохранилась волынка и на севере Франции. Еще несколько десятилетий назад музыкантов-волыночников можно было встретить на Украине и в Белоруссии. 
     Волынка бытовала в основном у пастухов, но в ее судьбе происходили порой неожиданные повороты. В Древнем Риме она проникла в театр и в военный оркестр. В Шотландии и некоторых других странах исполнители на волынке объединялись в ансамбли и участвовали в торжественных шествиях и даже в парадах. Во Франции в восемнадцатом веке волынкой заинтересовались профессиональные музыканты, многие из них овладели ею настолько хорошо, что исполняли виртуозную музыку. В тех странах, где волынка сохранилась поныне, отделения народных инструментов некоторых музыкальных училищ и даже консерваторий имеют класс волынки.
     В простейшем виде волынка — это мешок из тонкой мягкой кожи, в который с одной стороны вделана свирель, а с другой — коротенький патрубок для вдувания воздуха. Специальный клапан не дает воздуху выходить обратно через патрубок, когда музыкант выпускает его изо рта. 
     Волыночник надувает мешок, а потом, сжимая его обеими руками или прижимая одной рукой к боку, к груди, заставляет воздух выходить через свирель. Сам он в это время может петь — рот его уже свободен. А в перерывах между куплетами музыкант поддувает воздух в мешок. 
     Постепенно конструкция волынки усложнялась. Кроме свирели, в кожаный мешок стали вставлять еще трубки. Волынка с двумя добавочными трубками стала самой распространенной. Но встречались волынки и с несколькими дополнительными трубками. Музыкант по-прежнему играл только на свирели, открывая и закрывая пальцами ее отверстия, а добавочные трубки издавали тянущиеся бурдонные звуки — каждая свой. 
     С появлением добавочных трубок расход воздуха увеличился, и музыканту стало нелегко поддувать его ртом. Тогда к волынке стали приспосабливать небольшой мех наподобие кузнечного. Но кузнец мог свободно оперировать руками, нагнетая воздух в свой горн, или даже поручить это дело подручному, а волыночник должен был еще придумать, как работать мехом: руки-то его были заняты свирелью. Выходили из положения по-разному. Привязывали одну рукоять меха к поясу, а другую к локтю — это один способ. Другой — вставляли в мех пружину, так что достаточно было держать мех под мышкой и нажимать его локтем, а разжимался он сам. Игра на волынке была, как сказали бы сейчас, многооперационной: требовалось и работать мехом, и сжимать мешок, подавая воздух в трубки, и перебирать пальцами отверстия свирели. Не будем забывать, что волыночник чаще всего еще и пел. 
     Развивалась волынка и в другом направлении — она становилась красивее. Многие инструменты, сохранившиеся в музеях, представляют собой настоящие произведения искусства. Здесь и инкрустация, и чеканка, и резьба по дереву, и роспись. Кожаный мешок украшали бахромой, кистями, металлическими фигурными подвесками. Нередко место соединения свирели с мешком оформляли скульптурно, например, в виде головы козы. И, наверное, не случайно в Белоруссии и на Украине волынку иногда так и называли — «коза» [Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с: ил., с. 151-152].


     Коллаж создан на основании следующего источника (дата обращения: 26.07.2018):
Волынка



Категория: 1.Искусство | Добавил(а): florescu (18.12.2011) | Автор: Флореску Роман
Просмотров: 1533
Всего комментариев и/или решений: 0

Добавлять комментарии и/или решения могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
0.Анекдоты по ТРИЗ-инструментам [13]
1.Искусство [11]
2.Фантастика и сказки [0]
3.Наука [0]
4.Техника [0]
5.Экономика и бизнес [0]
6.Криминалистика и криминология [0]
7.Педагогика [0]
8.Менеджмент [0]
9.Технология творческой жизни [1]

Форма входа

Наш опрос
Что Вы знаете о ТРИЗ?
Всего ответов: 66

Поиск

Друзья сайта

Посетителей с 29.08.2008

Онлайн всего: 1
ТРИЗ-Гостей: 1
ТРИЗ-Пользователей: 0
 

© Roman Florescu, TRIZOTVORCESTVO, Republica Moldova, 2008-2018

При использовании любых материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Для коммерческого использования информации сайта необходимо разрешение автора.
Все опубликованные материалы охраняются Законом об авторском праве и смежных правах Республики Молдова, международными договорами и другими нормативными актами »
Хостинг от uCoz