Пример: Оценим картину М. А. Врубеля "Пан”: 1899, холст, масло, 124х106,3. Третьяковская галерея (с 1907), инв. № 1461.
Критерий 1: НОВИЗНА. 3 балла: выразительные средства зритель поймёт только после прочтения книги Анатоля Франса "Святой Сатир”. Такое ВС, как "нижняя часть фигуры” – пень-копыта – фантастический объект: сказочное существо сливается с землёй. Или другое выразительное средство "руки” – мускулистые плечи и старческие пальцы рук передают тему былой мощи и нынешней беспомощности. А выразительное средство "цевница в руке” подчёркивает тематику внутреннего музыкально-народного мира, принадлежность Героя к славянской культуре.
Критерий 2: УЗНАВАЕМОСТЬ ТЕМАТИКИ, ИДЕИ. 3 балла: показана старость греческого бога природы – Сатира,- принявшего славянский облик Лешего. Раскрыта черта уставшего (фантастически-реального) состарившегося русского крестьянина – обыкновенного пастуха.
Критерий 3: КАЧЕСТВО КОЛОРИТА И КОМПОНОВКИ ИОС. 3 балла: фигура Пана размещена на линии золотого сечения в соотношении 62:38, использована двусторонняя асимметрия от условной вертикали, на которой изображён Герой. Цвето-световая гамма картины подчёркивает тему угасания былой силы Сатира.
Критерий 4: ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИСКУССТВА. 1 балл: обыкновенная масляная живопись с известными эффектами следа.
Критерий 5: СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА. 2 балла: в этом что-то есть.
Теперь осталось вывести по законам арифметики средний балл: (3+3+3+1+2):5 = 12:5 = 2,4
ЗАДАЧА № 1: Оцените по пяти критериям произведение искусства, изучаемое на занятиях изобразительного искусства в школе, колледже и вузе. Аргументируйте.
ЗАДАЧА № 2: Оцените свою композицию, предлагаемым «Измерителем…». Аргументируйте.
Примечание № 2: Для поэтапного анализа своих ИОС (или написания эссе), других художников и дизайнеров можно воспользоваться следующей схемой:
1. Назвать тему, автора и период времени (год, век) ИОС.
2. Определить строение ИОС, называя средства выражения (объекты), раскрывающие замысел.
3. Выделить связи и взаимодействия между фантастическими объектами.
4. Охарактеризовать объекты и действия через все каналы восприятия.
5. Назвать использованные приёмы фантазирования, аргументировав назначение каждого полученного художественного образа.
6. Дать функциональную характеристику композиционного и цветового решения ИОС.
7. Поэтапно рассказать о применении технических систем: инструментах, изделии, следах и их эффектах.
8. Пополнить словарный запас образных характеристик. Записать в конспект.
9. Выделить события прошлого и будущего времён по отношению к фантастическим объектам.
10. Вжиться в образ и описать события с изменённой точки зрения.
ЗАДАЧА № 3: Расскажите о своей композиции. Объясните свой замысел.
ЗАДАЧА № 4: Предложите оценить «Измерителем качества…» свою композицию соседу по парте. Попробуйте оценить его работу. Аргументируйте.
ВЫВОДЫ
Данный «Измеритель качества и места ИОС» – работоспособный инструмент диагностики не только «в руках» школьника и учителя, но и искусствоведа.
«Измеритель…» показывает максимальное приближение к объективности уровня изобретения ИОС.
Описанный инструмент оценивания произведений искусства развивает у потенциального творца желание развиваться, не повторять достижения предшественников при выборе темы, выразительных средств, техники для искусства, цветовой гаммы и композиции, особенно при функциональном выборе приёмов фантазирования.
НАД ЧЕМ ПРЕДСТОИТ ЕЩЁ РАБОТАТЬ?
Необходимо упростить седьмой шаг АЛСОКи – «Измеритель…». Он слишком сложный инструмент для оценивания изобразительно-объёмного искусства. Для работы с ним, учащимся приходится усваивать предыдущие шесть шагов АЛгоритма СОчинения КАртины:
1. Выбор технической системы;
2. Поиск объектов замысла;
3. Сочинение фантастического объекта;
4. Составление композиции;
5. Выбор колорита;
6. Рассказ по созданной изобразительно-объёмной системе
Обучаемым без помощи учителя и информационного фонда изобретений в искусстве определить степень новизны (первый критерий) трудно. Отсюда и погрешности. Как максимально повысить качество оценивания?
Нынешних художников и дизайнеров пугает «жёсткая» диагностика их творческого результата, особенно когда указывается точный прототип. Отсюда – раздражение, обиды, недовольства. Как искусствоведам быть объективными при измерении ИОС и не вызывать «удар на себя» со стороны творцов?
Как уберечь школьников от высокомерного желания «опережать время» в искусстве?
Здесь не все недостатки указаны. Ведь возможности «Измерителя…» ещё предстоит изучать. А для этого приглашаем к сотрудничеству. Хотелось бы услышать конструктивную критику, помощь, совет.
Важно не только измерять с позиций вклада… в мировой художественный процесс, но и создавать художественное нестандартное произведение [10].
Как обучать этому юных художников и профессионалов? По принципу «делай, как я»? Но это мы уже проходили… Не инструментально! Но об этом в следующий раз…
ЗАДАЧА № 5: Оцените по пяти критериям произведение искусства своих современников. Аргументируйте.
Новых взлётов к нестандартному искусству!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения.//В кн. Шанс на приключение/Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия. – 1991. –С. 237-303.
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.
3. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство. – 1985.
4. Волков И. «КОМПЬЮТЕРНЫЙ» ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПЕДАГОГА–ХУДОЖНИКА.//Педагогический вестник, № 9, май, 1994. –С. 1-2.
5. Гафитулин М. С. Уровни творчества или рождение новизны.// - 1993 год. – Сайт: http://www.trizminsk.org/e/23201.htm
6. Мурашковский Ю. С. Биография искусств. – Петрозаводск: Скандинавия. – 2007.
7. Мурашковская И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. – СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС”. – 1995.
8. Стойка А., Мустяцэ С. Оценка результатов обучения: Методическое пособие. – Кишинэу: Лумина. – 2001.
9. Флореску Р. С. ИЗМЕРИТЕЛЬ КАЧЕСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ОБЪЁМНОГО ИСКУССТВА.// - 2004 год. — Сайт: http://fandom.rusf.ru/about_fan/floresky_1.htm
10. Флореску Р. С. Изобразительное изобретение по правилам? Часть первая. - Бэлць: Primexcom, 2004, 2005. — 100 с.
11. Флореску Р. С. Приёмы фантазирования в изобразительном искусстве.//Журнал ТРИЗ. – 1992. - № 6. –С. 69-77.
12. Флореску Р. С. Творец в ответе перед собой, Богом и Зрителем.//Газета «Голос Бэлць», - Бэлць: Молдова, № 103 (644). - 1995. - 21 декабря, - С. 2.
13. Florescu, Roman. Trei «aisberguri» sau şase calităţi ale personalităţii de creaţie.//«Literatura şi arta», – Chişinău: Moldova. № 42, 2006, 19 octombrie. – p. 6.
14. Флореску Р. С., Флореску Р. А. Введение в художественные эффекты. – Бэлць: ЧОУНБ. – 1993-2008 (рукопись, компьютерная версия).
15. Флореску Р. С., Флореску Р. А. Управляемая Муза? Творческие задачи по искусству: Некоторые методы решения задач в литературе и музыке, живописи и архитектуре, театре и кино. Кн. 1. – Бэлць: ЧОУНБ. – 1995 (рукопись, хранится в Кишинёвском институте науки и воспитания с 1996 года).
16. Флореску Р. С. ШТЕФАН ФЛОРЕСКУ: БУКОВИНСКИЙ «МОНАХ» В ИСКУССТВЕ МОЛДОВЫ. – Кишинёв: Полиграфический комбинат, 2006. – 132 с., Серия: «Художники-изобретатели в искусстве Молдовы ХХ-ХХI веков».
(Окончание)