© Ю. С. Мурашковский, Расти, изменяясь, Латвия, 26.04.2006
Так и хотелось ответить, как в известном анекдоте – не дождетесь! Потому что на пути от этой мечты к реальному «измерению» искусства лежат две ловушки.
Первая: искусство – потрясающе сложная система. Она не измеряется одним-двумя параметрами. Их как минимум несколько десятков. И они взаимодействуют, влияют друг на друга, образуют систему. Как автомобиль нельзя оценить только по скорости или только по грузоподъемности, так и в искусстве нельзя ничего понять, если опираться только на «актуальность», «традиции» или пресловутую «душу».
Вторая: искусство принято рассматривать как нечто неизменное, застывшее. Пытаться что-то оценивать в такой неподвижной системе – это все равно, что оценивать автомобиль, навечно поставленный в гараж. Автомобиль должен ехать, перевозить. А искусство должно меняться.
СОДЕРЖАНИЕ
Ловушки для мечты
Все познаётся в сравнении
Линейка для таланта
Клиент всегда прав?
Примечание: Для подробного ознакомления со статьёй Юлия Мурашковского об измерении искусства с позиции ТРИЗ (2006) можно скачать файл с сервера формата PDF.
В качестве иллюстрации использована репродукция с произведения на тему «Леда», созданная итальянцем Джампетрино (128х106 см, Государственный музей, Кассель, Германия, 1510). Идеальный лебедь: его нет, а впечатление присутствия осуществляется за счёт изображения «скорлупы яиц» и знания самой легенды.
|