Начало
Исследовательская ТРИЗ-задача [1, 5]
Задачи, в которых необходимо объяснить какие-либо действия, ситуации, явления. «Как происходит? Почему?»
Типовая формулировка: Дана система, включающая (указать составные её элементы) для выполнения (указать основную полезную функцию, полезное назначение). При её функционировании возникает (указать непонятное явление, функция). Необходимо объяснить: почему и как оно происходит.
Экономика и бизнес
ПРИМЕР: Сверхтиражирование (Из картотеки В. И. Тимохова, 1997).
Дана система, включающая главный компьютер и информацию для газеты, распространяемую по стране, с целью освещения событий в мире. При ломке главного компьютера возникает ситуация угрозы невыхода газеты, что для редакции является серьёзным ударом по репутации. Но необходимо объяснить: почему и как произошло всё же тиражирование газеты, которая раскупалась ещё быстрее, чем прежде, при этом компьютер так и не удалось в срок отремонтировать?
1.2.2.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ТРИЗ-ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ [1]
ТРИЗ-правило № 8
8.1.Сформулируйте обращённую ТРИЗ-задачу.
Формула: Превратить исследовательскую ТРИЗ-задачу в изобретательскую, заменив вопрос «почему/как это происходит?» на «как это сделать?».
Записать формулировку обращённой ТРИЗ-задачи по форме:
«Система для (указать назначение) включает (перечислить входящие в систему элементы). Необходимо при заданных условиях (указать) обеспечить получение (указать явление)».
ТРИЗ-правило № 9
9.1.Поиск известных решений.
Формула: Рассмотреть, в каких видах бизнеса, науки, техники, искусства, социальной жизни требуемое явление или эффект получают искусственно, самым простым путём, как его получают. Проверить, нельзя ли этот способ использовать для решения обращённой ТРИЗ-задачи.
ТРИЗ-правило № 10
10.1.Паспортизация и использование ресурсов.
Формула: Рассмотреть ресурсы системы и надсистем (ТРИЗ-правило № 3), которые в готовом или производном виде могли бы помочь в выполнении нужного действия (решении обращённой ТРИЗ-задачи).
Смотрите окончание в 1.2.2.2. »
|